Обзор винилового проигрывателя Reproductor RP-LPX500SP со встроенным усилителем, Bluetooth-подключением и комплектом акустики

Мы уже не раз писали о триумфальном возвращении винила — и интерес к нему, похоже, не собирается угасать. Более того, мода на пластинки всё увереннее уходит в народ: теперь это история не только про аудиофилов, выстраивающих системы за сотни тысяч, но и про обычных слушателей, которым просто приятно держать в руках любимый альбом на физическом носителе. Для них винил — это больше про атмосферу и коллекционирование, чем про «правильность» и качество звука.

Производители с радостью подхватывают эту волну. Нам уже доводилось тестировать комплекты «всё включено» с проигрывателем и акустикой в одной коробке: достал, подключил — и пользуйся. Минимум настроек, симпатичный дизайн и возможность слушать музыку привычным способом — с трансляцией звука по Bluetooth — всё на месте. Сегодня посмотрим на еще одно такое решение, на этот раз — от нового российского бренда Reproductor. Производство его продуктов размещено в Китае, что вряд ли кого-то удивит, а вот за разработку и контроль качества отвечают российские инженеры.

На первый взгляд, им удалось сохранить баланс между доступной стоимостью, простой эксплуатации и приличными техническими характеристиками. Корпус выполнен из плотного MDF, алюминиевый опорный диск достаточно массивен, чтобы минимизировать лишние вибрации. В качестве картриджа используется Audio-Technica AT3600L — популярное и проверенное временем решение, пусть и из бюджетного сегмента. Как минимум он обеспечит приемлемое качество звука и не «запилит» собираемую коллекцию винила. При желании со временем его можно заменить на что-то более солидное.

Тонарм — прямой, литой, тоже из алюминия. Прижимная сила игры регулируется, есть антискейтинг, пусть реализован он и простейшим образом — в виде подвешенного на леске грузика. Работает проигрыватель на двух скоростях — 33 и 45 оборотов, адаптер для «сорокапяток» идет в комплекте. С вариантами подключения тоже всё в порядке. По умолчанию проигрыватель используется с собственными колонками, в него встроен усилитель класса D. Но если захочется большего, Reproductor RP-LPX500SP дает пространство для апгрейда: на борту есть классические RCA-выходы, которые могут работать как в режиме Phono, так и Line. Это значит, что его можно подключить к серьезной системе с внешним фонокорректором, к усилителю или активной акустике.

Сразу скажем и о том, чего здесь не хватает — конечно же, автостопа. Производители один за другим лишают подобные комплекты этой опции, что выглядит крайне нелогично с учетом того, что рассчитаны они на новичков и призваны обеспечить максимально комфортное прослушивание винила. Понятно, что борьба за удешевление конструкции там идет нешуточная, но уж если делать «первый шаг в мир винила» максимально простым и приятным, то функция автоматической остановки и подъема тонарма после окончания пластинки — это часть необходимого минимума.

При этом по стоимости всё получилось довольно адекватно. Стартовая цена у комплекта была заметно выше, но на момент подготовки обзора действовала распродажа — на официальном сайте он стоил 30 тысяч рублей. Ценник не из разряда «беру не глядя», но с учетом заявленных характеристик и комплектации он выглядит вполне разумным. Так что на звание хорошего стартового комплекта Reproductor RP-LPX500SP претендует уверенно. Ну а насколько он действительно готов помочь своим обладателем проникнуться «магией винила», покажет тестирование.

Заявленные технические характеристики

Проигрыватель
Система привода пассиковый
Скорость вращения диска 33⅓, 45 об/мин
Общая детонация +0,15%
Соотношение сигнал/шум −65 дБ
Прижимная сила 0—6 г
Длина тонарма 8,6″ (218,5 мм)
Автозапуск/автостоп есть (автостоп по таймеру)
Антискейтинг есть
Опорный диск алюминиевый, ∅280 мм
Поднятие тонарма микролифт
Звукосниматель MMC, Audio Technica AT3600L
Встроенный фонокорректор есть
Выходы RCA (line/phono)
клеммы для акустики
Поддержка Bluetooth Bluetooth 5.0
Поддерживаемые кодеки SBC
Размеры 415×560×240 мм (с закрытой крышкой)
415×415×415 мм (с открытой крышкой)
Масса 9,5 кг
Акустика
Мощность встроенного усилителя 2×30 Вт
Диапазон частот 50 Гц — 20 кГц
Динамики ВЧ: ∅2 дюйма
НЧ: ∅4 дюйма
Размеры 160×158×249 мм
Материал корпуса MDF
Масса 3,8 кг
Картридж
Модель Audio Technica AT3600L
Частотный диапазон 20 Гц — 20 кГц
Баланс каналов <2,5 дБ
Разделение каналов >18 дБ
Выходное напряжение 2,5 мВ
Рекомендуемая прижимная сила 3,5±0,5 г
Масса 5,1 г
Цены и предложения
Стоимость на момент тестирования 29 990 ₽

Упаковка и комплектация

Проигрыватель упакован в две коробки из плотного неокрашенного картона. Внешняя — минималистичная, с логотипом и краткой информацией. Внутренняя оформлена посимпатичнее — на ней пусть и одноцветные, но иллюстрации. Внутри проигрыватель, колонки и прочие элементы комплектации надежно зафиксированы с помощью пенопластовых вставок.

Комплект поставки крайне обширный. Помимо поставляемого в частично разобранном виде проигрывателя и колонок в него входят блок питания, пылезащитная крышка, адаптер на 45 оборотов, противовес, фетровый мат, транспортир для выравнивания звукоснимателя, кабели для подключения акустики, инструмент для натяжения пассика и документация. В общем-то, есть всё, что может понадобиться начинающему любителю винила. Не хватает, пожалуй, лишь инструмента для очистки дисков перед проигрыванием — его необходимо будет приобрести самостоятельно.

Адаптер питания компактный, технические характеристики можно увидеть на фото ниже, длина кабеля — 1,8 метра.

Дизайн

Reproductor RP-LPX500SP поставляется в двух расцветках, обе с фактурой под дерево. Черная версия комплектуется серебристым тонармом, а светло-коричневая — черным. У нас на тестировании оказался строгий и лаконичный черный вариант. Выглядит проигрыватель стильно и аккуратно, в интерьере смотрится органично — для многих потенциальных пользователей это важный фактор, о котором стоит упомянуть.

Поставляется проигрыватель в частично разобранном виде, мы покажем его уже собранным, а о подготовке к работе поговорим в соответствующем разделе обзора.

Крышка съемная, на внешней части размещен логотип бренда. Для защиты от пыли крышку лучше держать закрытой, хоть без нее проигрыватель и выглядит несколько более эффектно.

Крышка изготовлена из прозрачного акрила и крепится на пластиковых петлях. Открывается и закрывается она с ощутимым, но приятным усилием, в открытом положении надежно удерживается пружинным доводчиком. По краям установлены демпферы, обеспечивающие мягкий контакт с корпусом при закрытии.

Корпус выполнен из массивной плиты MDF, опорный диск алюминиевый, толщина его стенок — около 3 мм, диаметр — 280 мм, а масса — 1,5 кг. Сверху укладывается фетровый слипмат толщиной 1,5 мм.

На слипмате и в правом нижнем углу стола размещен логотип бренда, в другом углу находится небольшая наклейка со справочной информацией, которую при желании можно легко удалить.

Тонарм прямой, оборудован микролифтом. Рядом с ним размещены поворотные ручки регулировки громкости и скорости вращения диска.

Антискейтинг реализован максимально просто — с помощью подвешенного на леске грузика. Противовес имеет шкалу и настраивается классическим способом — вращением вокруг своей оси.

Проигрыватель комплектуется картриджем Audio-Technica AT3600L — широко известным и хорошо зарекомендовавшим себя решением, пусть и самого начального уровня. Шелл стандартный, противовес регулируемый — при желании картридж можно заменить на немного более продвинутый.

Высота у проигрывателя с закрытой крышкой небольшая, стол выполнен из MDF с ламинацией. Масса у него по меркам виниловых проигрывателей скромная, но всё же чуть больше, чем у многих устройств подобного класса — устойчивость к вибрациям здесь будет повыше, чем в среднем по бюджетному сегменту.

На задней панели мы видим петли для крепления крышки, а также разъемы для подключения внешних устройств — к ним мы вернемся, когда будем говорить о подготовке проигрывателя к работе.

Проигрыватель опирается на три массивные резиновые ножки. На первый взгляд это может показаться странным — почему не четыре? Однако именно три точки опоры обеспечивают максимальную устойчивость. С точки зрения геометрии, любые три точки, не лежащие на одной прямой, всегда формируют плоскость. А значит, проигрыватель будет уверенно стоять даже на неровной поверхности — возможно, с небольшим наклоном, но стабильно и без раскачивания.

Электроника проигрывателя собрана в отдельном блоке, размещенном на нижней стороне корпуса. В небольшом лючке с крышкой, снабженной шлицем под монету, скрыт регулятор тонкой подстройки скорости вращения опорного диска.

По периметру стол обтянут пленкой, поверхность устойчива к появлению загрязнений и пятен от прикосновений. На крышке следы от пальцев появляются сравнительно быстро, тут ничего не поделать. К счастью, очищаются они тоже без особого труда.

Колонки оформлены в том же стиле, что и проигрыватель — просто и строго, без лишнего декора. В нижней части обтянутых тканью грилей расположены небольшие серебристые логотипы бренда.

Передние решетки крепятся с помощью штифтов и снимаются, правда с довольно значительным усилием — делать это нужно аккуратно, чтобы не повредить крепление.

Без решеток колонки выглядят заметно эффектнее — хотя, конечно, это дело вкуса. Но сняв гриль, вы оставляете динамики без защиты: в доме с детьми или животными это может стать проблемой. В таком случае решетки лучше оставить на месте.

В документации к Reproductor RP-LPX500SP о динамиках сказано немного — указан только диаметр. У твитера он составляет 2 дюйма.

Диаметр НЧ-динамика — 4 дюйма. Ниже мы разберем колонки и посмотрим на маркировку — она даст нам еще немного информации.

Небольшое отверстие фазоинвертора выведено на заднюю панель — сразу отмечаем, что размещать колонки вплотную к стенам не стоит.

Также на задней стенке находятся небольшие наклейки с краткой информацией об устройстве и клеммы для подключения акустики к размещенному в проигрывателе усилителю.

На нижней стороне корпуса установлены маленькие резиновые ножки — они обеспечивают устойчивость на ровной поверхности и частично гасят нежелательные вибрации.

Выполнены колонки из того же материала, что и проигрыватель — MDF с ламинацией. Поверхности устойчивы к загрязнениям и легко поддаются очистке.

Конструкция

Кожух на нижней части корпуса легко демонтируется, давая доступ к маленькой плате, на которой размещена вся электронная «начинка» проигрывателя. К качеству сборки особых вопросов нет — выглядит всё довольно аккуратно. В правом нижнем углу платы заметен незапаянный участок, где, по всей видимости, предполагалось разместить микросхему для подключения устройства к компьютеру по USB — возможно, АЦП для оцифровки винила. Однако в данной модификации от этой функции отказались.

В правом верхнем углу установлен усилитель класса D — Chipstar CS86552E. Простое и недорогое решение, способное выдать 20 Вт мощности на канал.

За Bluetooth-подключение отвечает SoC CMSC14B9B производства китайской ActionBlue Technology, антенна выполнена в виде дорожки на плате. В роли линейного буфера, согласующего аудиосигнал от Bluetooth-модуля с входом усилителя мощности, используется микросхема DRV602PWR производства Texas Instruments.

Демонтировав динамики, мы не обнаружили внутри корпуса колонок ни грамма демпфирующего материала, что дало все основания опасаться слишком гулкого НЧ-диапазона.

Как и было обещано выше, посмотрим на маркировку динамиков: у низкочастотного указаны параметры 4 Ом, 30 Вт, у высокочастотного — 5 Ом, 10 Вт. В роли кроссовера используется фильтр первого порядка — включенный последовательно электролитический конденсатор на 2,2 мкФ, образующий простейшую схему высокочастотной фильтрации с крутизной спада 6 дБ на октаву. При сопротивлении динамика 5 Ом частота среза составляет около 14,5 кГц. Таким образом, фильтр пропускает через твитер практически весь диапазон, включая средние частоты, и ограничивает лишь подачу самого нижней части баса — этого достаточно для защиты от грубой перегрузки, но не для полноценного разделения полос.

Подключение и подготовка к работе

Прежде чем ставить первую пластинку, проигрыватель предстоит собрать и подготовить к работе. Снимаем транспортировочные фиксаторы, устанавливаем крышку, надеваем ремень на шкив, ставим опорный диск и укладываем слипмат. При установке субдиска обращаем внимание на то, что посадка очень точная и плотная, никаких лишних люфтов нет.

Все разъемы для подключения вынесены на заднюю панель. RCA-выход может работать в двух режимах — Line или Phono, в зависимости от того, подключаете ли вы проигрыватель напрямую к усилителю или используете внешний фонокорректор. В режиме Phono пригодится и клемма заземления, расположенная слева от основного выхода. Клавиша питания тоже расположена сзади — не самое удобное решение, особенно поначалу, но со временем привыкаешь и быстро находишь ее на ощупь.

Клеммы на колонках легко нажимаются, кабель в них при этом держится надежно. Подключаем правый и левый каналы, соблюдая полярность — ориентируемся по цветовой маркировке проводов и разъемов. В комплекте идет подходящий кабель, который при желании можно заменить на более длинный и внушительный. Главное — без фанатизма: слишком толстый провод в зажим не войдет. Смело можно рассчитывать на сечение до 1,5 мм² — больше вряд ли поместится.

Сила прижима иглы настраивается по классической схеме. Сначала устанавливаем противовес и вращением добиваемся, чтобы тонарм оказался в равновесии. Затем поворотную шкалу выставляем на «0» и дальше вращаем весь противовес до значения 3,5 г — именно такую прижимную силу рекомендует производитель. Каждое деление шкалы соответствует 0,05 г. При этом полный оборот противовеса увеличивает прижим всего до 2 г, так что придется сделать более одного оборота, чтобы дойти до нужного значения.

В первый раз настройка может показаться непростой, но разобраться несложно — инструкция описывает процесс довольно подробно. Точность приемлемая: мы несколько раз осуществили настройку и перепроверили результат с помощью высокоточных весов — полученные значения оказались близки к заявленным, с погрешностью в пределах пары десятых грамма.

Следующий шаг — настройка антискейтинга (он же anti-skate, он же система компенсации «стягивания» тонарма к центру диска). Эта функция создает легкое внешнее усилие, которое уравновешивает стремление тонарма «соскользнуть» к центру пластинки. Делается это затем, чтобы игла оставалась точно в центре канавки — это уменьшает износ как иглы, так и винила, снижает искажения и помогает сохранить баланс каналов.

В большинстве проигрывателей среднего уровня защита от скатывания представляет собой небольшую L-образную металлическую «лапку» с подвижным грузом, в наиболее «продвинутых» моделях встречаются решения с пружиной и поворотной ручкой с нанесенными на нее делениями. В данном случае же мы видим максимально простую реализацию этой функции — в виде небольшого грузика, подвешенного на леске и привязанного к специальному выступу на тонарме.

Регулировка силы антискейтинга осуществляется перемещением точки крепления груза ближе или дальше от оси тонарма — чем дальше, тем давление больше. Для этого на выступе предусмотрено пять углублений. Для предустановленного картриджа производитель рекомендует остановиться на третьей бороздке — так для начала и поступим.

Посмотрим, насколько эффективно работает антискейтинг с помощью специальной «тестовой пластинки». Ее авторы предлагают использовать для этого растущий по амплитуде сигнал частотой 315 Гц. В идеале он должен воспроизводиться без искажений в обоих каналах на протяжении всего времени звучания. Для начала запишем сигнал без антискейтинга и посмотрим на его спектрограмму. Видно, что искажения есть в обоих каналах. При этом появляются они уже на малой громкости.

Без антискейтинга

Теперь перейдем к рекомендованному положению. Изменения есть, но не слишком заметные — отказываться от антискейтинга ни в коем случае не следует, но и возлагать на него лишних надежд не стоит.

Антискейтинг (рекомендованное положение №3)

Перейдем в положение 2, чтобы проверить, не станет ли лучше. Нет, не стало — картинка примерно та же.

Антискейтинг (положение №2)

Переход на положение 4 тоже не особо изменил ситуацию. Потому смело остаемся на рекомендованной третьей бороздке.

Антискейтинг (положение №4)

Остается разместить проигрыватель на максимально ровной и устойчивой поверхности из доступных, разнести колонки подальше для достижения выраженного стереоэффекта — готово, можно приступать к прослушиванию.

Если помимо пластинок хочется послушать еще и музыку со смартфона или другого мобильного устройства, есть смысл заранее настроить и Bluetooth-подключение. Делается это стандартным образом: включаем Bluetooth с помощью поворотного регулятора на верхней панели, далее проигрыватель пытается соединиться к уже «знакомыми» устройствами, если не получается — активирует режим сопряжения. Остается найти его в соответствующем меню смартфона и подключить.

Полный список поддерживаемых кодеков и их режимов мы традиционно получили с помощью утилиты Bluetooth Tweaker.

Кодек один — базовый SBC, параметр Bitpool у него ограничен значением 53, тогда как рекомендованный профиль High Quality подразумевает значение 51, так что кодек будет работать на максимуме своих возможностей.

Управление и эксплуатация

Панель управления расположена в правой нижней части стола, выше нее виднеется рычаг микролифта, обеспечивающего плавный подъем и опускание тонарма. Ниже размещены два поворотных регулятора. Первый отвечает за выбор скорости вращения диска и активацию Bluetooth. Второй позволяет регулировать громкость подключенных к встроенному усилителю колонок. В использовании они комфортны, вращаются с приятным усилием.

Вращение опорного диска запускается при перемещении к нему тонарма и останавливается, когда тот возвращается в исходное положение. Автостоп и автоматический подъем тонарма в конструкции не предусмотрены — мы уже упоминали об этом во введении. Еще раз заметим, что это распространенная для бюджетных решений практика, но если мы говорим о некоем «стартовом наборе» для начинающего любителя винила, то эти функции можно смело отнести к минимально необходимым. Автоматическое выключение проигрывателя при этом всё же есть, в режим ожидания он переходит после 20 минут отсутствия активности.

Измерения и звук

Антискейтинг мы уже настроили, пора переходить к следующему этапу — проверке взаимопроникновения каналов. Последовательно подаём сигнал в каждый из каналов, записываем результат и сравниваем. Взаимопроникновение, разумеется, присутствует — перед нами виниловый проигрыватель, здесь это норма. Однако уровень умеренный, слишком заметного влияния на стереопанораму не оказывает.

Следующий тест призван проверить так называемый «коэффициент детонаций», в англоязычной литературе называемый wow&flutter. Показывает он способность проигрывателя поддерживать стабильную скорость вращения пластинки. Wow — это медленное «плавание» звука, искажающее высоту звучания. Ну а Flutter — это «дрожание» скорости, приводящее к снижению детализации. В качестве теста запишем сигнал частотой 3150 Гц с тестовой пластинки и посмотрим на его спектрограмму.

Сигнал уверенно попадает в заданную частоту — значит, со скоростью всё в порядке. Эффект «дрожания» присутствует, но выражен слабо. Иногда звук самую малость «плывет», но это заметно только на синусоидальном тоне — на реальном музыкальном материале уловить подобное будет практически невозможно. Чтобы убедиться в этом, посмотрим на график изменения высоты тона — едва заметные колебания присутствуют, но вряд ли в данном случае это может стать поводом для серьезной критики.

За дополнительной информацией обратимся к приложению RPM Speed&Wow. Средняя скорость отличается от требуемой менее чем на 0,5%. «Плавает» она при этом в пределах ±1,04% — показатели далеко не идеальные, но в целом типичные для бюджетных моделей. При необходимости можно подстроить скорость с помощью регулятора на дне проигрывателя, но в данном случае в этом нет необходимости.

Переходим к идущей в комплекте акустике. Посмотрим на график АЧХ, полученный методом квазибезэхового измерения при подключении колонок к усилителю проигрывателя. Глубокий бас отсутствует, что ожидаемо для такого формата, но в районе 100 Гц заметен подъем — бас звучит гулко, что связано с отсутствием демпфирующих материалов внутри корпуса. Средние частоты проседают, особенно в диапазоне 2—4 кГц, из-за чего голос и инструменты теряют разборчивость и звучат приглушенно. Верхний диапазон, наоборот, акцентирован: в области 8—10 кГц есть выраженные пики, которые могут создавать иллюзию детализации, но на деле чаще добавляют излишнюю резкость.

Не исключено, что встроенный усилитель влияет на характер звучания акустики. Проверим это предположение и подключим ее к другому усилителю. Разница есть, но она едва заметна и находится в пределах погрешности измерений.

Продолжим эксперименты и снимем сигнал с выхода RCA — видим, что глубокий бас заметно провален, плюс слегка подрезаны ВЧ. Если планируется подключение внешней акустики, это стоит учитывать. Оптимальным решением может стать использование отдельного фонокорректора и перевод выхода в режим Phono, чтобы обойти встроенное усиление.

Идущая в комплекте акустика вполне сгодится для фонового прослушивания и легкой популярной музыки без выраженных акцентов на середине. Однако для более серьезного, вдумчивого погружения в звук ее потенциала откровенно мало — в этом случае имеет смысл задуматься о замене на что-то более внушительное. План действий после покупки Reproductor RP-LPX500SP может выглядеть следующим образом:

  1. Настроить комплект и освоиться с основами работы с винилом.
  2. Подключить внешнюю акустику — активную или через отдельный усилитель, чтобы получить более ровное и детальное звучание.
  3. Добавить внешний фонокорректор, чтобы обойти встроенное усиление и добиться более чистого сигнала.
  4. Заменить штатный бюджетный картридж на модель среднего уровня — на этом этапе улучшения звучания от этого действия уже будут заметны.

Сколько времени займет этот путь — вопрос индивидуальный. Кому-то базового набора хватит на годы, другие же почувствуют потребность в апгрейде уже через несколько месяцев. Когда все возможные улучшения будут реализованы, логичным шагом станет замена самого проигрывателя. Круг замкнется, пользователь выйдет на новый уровень качества звучания системы.

Итоги

Reproductor RP-LPX500SP — действительно неплохой стартовый комплект для тех, кто только начинает знакомство с винилом. За более или менее разумные деньги он предлагает всё необходимое для первого шага: проигрыватель, встроенный усилитель, базовую акустику и практически полный комплект различных аксессуаров. Выглядит устройство очень симпатично, настройка проста и понятна, в качестве альтернативного источника звука можно использовать подключаемые посредством Bluetooth смартфоны и другие устройства, а штатный картридж обеспечивает приемлемое качество воспроизведения без риска повредить пластинки.

Однако и компромиссов здесь хватает. Отсутствие автостопа, крайне специфичное звучание комплектной акустики, не самая стабильная работа привода, упрощенная реализация антискейтинга — всё это ожидаемо для данного ценового сегмента, но должно быть учтено при покупке. Возможности системы «из коробки» довольно велики, но всё же ограничены — с ростом требований к качеству звука пользователю рано или поздно придется задуматься об апгрейде.

Reproductor RP-LPX500SP дает своим обладателям возможность понять, насколько им вообще интересен винил, насколько они готовы углубляться в эту тему дальше. Для кого-то всё ограничится сбором небольшой коллекции и редкими прослушиваниями на комплектной системе — и это абсолютно нормально: у каждого меломана свой путь. Ну а если захочется двигаться в сторону развития системы — тоже отлично. Подбор и замена компонентов с постепенным приростом качества звучания — процесс увлекательный и познавательный одновременно.