Этот небольшой материал затрагивает одну-единственную тему: как быстродействие подсистемы памяти влияет на скорость работы системы на базе четырёхъядерного процессора AMD Phenom X4 9850. Впрочем, думаем, будет резонно предположить, что как минимум для всех Phenom X4 обнаруженные в данной статье тенденции также будут актуальны.
Мы не будем здесь описывать конфигурацию стенда, используемое программное обеспечение, и прочие справочные данные, т.к. тестирование достаточно маленькое, и сравнивается всего одна система, сама с собой же — проще дать ссылки. Методика тестирования — стандартная для всех процессоров, образца 2008 года. Тестовый стенд — точно такой же, как в статье про Phenom X4 9850 (собственно, это он и есть). Единственное изменение, которое мы внесли в условия тестирования — это принудительное переключение памяти в режим DDR2-533 (реальная частота 266 МГц) с помощью BIOS. Напомним, что в штатном режиме Phenom X4 9850 у нас работал с памятью DDR2-1066, таким образом, частота работы памяти была снижена вдвое. Достаточно существенно, чтобы ждать соответствующих результатов, не так ли? Вот на них мы и посмотрим.
Пакеты трёхмерного моделирования
| DDR2-533 | DDR2-1066 | Выигрыш | |
| 3ds max | |||
| CPU Render | 6,83 | 6,88 | 1% |
| Graphics | 3,34 | 3,36 | 1% |
| Hardware Shaders | 8,33 | 8,50 | 2% |
| Maya | |||
| GFX | 2,37 | 2,51 | 6% |
| CPU | 4,90 | 5,15 | 5% |
| Render | 0:05:45 | 0:05:45 | 0% |
| Lightwave | 0:09:20 | 0:09:20 | 0% |
| Group Score | 91 | 93 | 2% |
Самой чувствительной оказалась Maya, причём не только в операциях, производимых с помощью процессора, но и в работе с графикой (для Maya это OpenGL). Все три используемых в тестах пакета практически единогласно подтвердили, что скорость рендеринга от быстродействия памяти не зависит (1% в 3ds max вполне может быть просто погрешностью измерения).
CAD/CAM пакеты
| DDR2-533 | DDR2-1066 | Выигрыш | |
| UGS NX | |||
| Total CPU | 3,28 | 3,37 | 3% |
| Total Graphics | 1,58 | 1,65 | 5% |
| Pro/ENGINEER | |||
| CPU Related tasks | 769 | 760 | 1% |
| Graphics Relatsed tasks | 976 | 937 | 4% |
| SolidWorks | |||
| Graphics | 78,56 | 75,16 | 5% |
| CPU | 55,01 | 54 | 2% |
| Group Score | 91 | 94 | 3% |
Здесь мы наблюдаем другой пример редкостного единодушия: все три пакета считают, что быстрая память нужна для того, чтобы быстро работала графическая составляющая. Кстати: здесь, как и в случае с Maya, мы имеем дело с OpenGL.
Компиляция
| DDR2-533 | DDR2-1066 | Выигрыш | |
| Visual Studio | 0:33:30 | 0:32:31 | 3% |
Невпечатляющий, прямо скажем, результат. И это при том, что «кэшелюбивость» данного компилятора нам хорошо известна по предыдущим тестам.
Профессиональная работа с фотографиями
| DDR2-533 | DDR2-1066 | Выигрыш | |
| Photoshop | |||
| Blur | 0:06:30 | 0:06:12 | 5% |
| Color | 0:01:24 | 0:01:24 | 0% |
| Filters | 0:06:08 | 0:06:06 | 1% |
| Light | 0:02:16 | 0:02:14 | 1% |
| Rotate | 0:02:58 | 0:02:48 | 6% |
| Sharp | 0:02:56 | 0:02:46 | 6% |
| Size | 0:01:02 | 0:01:00 | 3% |
| Transform | 0:02:30 | 0:02:22 | 6% |
| Group Score | 92 | 95 | 3% |
Весьма смешанная картина: операции Blur, Rotate, Sharp (Unsharp Mask) и Transform быструю память оценили положительно, а вот сложные «артистические» фильтры, операции смены цветового пространства, эффекты освещения и операция изменения размера отнеслись к ней достаточно прохладно. Из странного: по идее, более оптимистично должен был отреагировать на быструю память Resize. В целом же по всем тестам — всего 3% прироста скорости. Совсем немного.
Научно-математические пакеты
| DDR2-533 | DDR2-1066 | Выигрыш | |
| Maple | 0,0256 | 0,0258 | 1% |
| Mathematica | |||
| Internal | 2,9140 | 3,0160 | 4% |
| MMA | 1,1177 | 1,1359 | 2% |
| MATLAB | |||
| LU | 0,0879 | 0,0849 | 4% |
| FFT | 0,1705 | 0,1602 | 6% |
| ODE | 0,2743 | 0,2683 | 2% |
| Sparse | 1,8310 | 1,7797 | 3% |
| 2D | 0,3407 | 0,3327 | 2% |
| 3D | 0,5715 | 0,5690 | 0% |
| Group Score | 64 | 65 | 3% |
Встроенный тест Mathematica более чувствителен к подсистеме памяти, нежели MMA. Также можно припомнить, что встроенный тест задействует параллельные вычисления, а MMA — практически нет. Совпадение?.. Средняя температура по больнице на уровне всё тех же 3%.
Веб-сервер
| DDR2-533 | DDR2-1066 | Выигрыш | |
| PHP Calculator | 176 | 176 | 0% |
| PHPSpeed | |||
| Synthetic PHP | 2815 | 2801 | 0% |
| Synthetic MySQL | 2636 | 2639 | 0% |
| Synthetic Read/Write | 1884 | 1964 | 4% |
| Real World PHP | 4173 | 4358 | 4% |
| Real World PHP & MySQL | 2448 | 2534 | 4% |
| Server | 1871 | 1902 | 2% |
| Group Score | 98 | 100 | 2% |
Более чем странно — но факт: наши тесты для веб-сервера практически не реагируют на быструю память. Одно из логичных предположений: используемые ими объёмы данных не превышают размер процессорного кэша.
Архиваторы
| DDR2-533 | DDR2-1066 | Выигрыш | |
| 7-Zip | 0:02:46 | 0:02:31 | 10% |
| WinRAR | 0:01:29 | 0:01:23 | 7% |
| Ultimate ZIP | 0:02:19 | 0:02:19 | 0% |
| Group Score | 91 | 97 | 6% |
Результат предсказуемый — мы уже давно знаем, что 7-Zip и WinRAR любят быструю память. Также предсказуема и раскладка по приложениям: у кого больше словарь — тот получает больший прирост. У Ultimate ZIP словарь, видимо, совсем маленький, меньше кэша.
Кодирование медиаданных
| DDR2-533 | DDR2-1066 | Выигрыш | |
| FLAC | 0:01:13 | 0:01:13 | 0% |
| LAME | 0:02:05 | 0:02:05 | 0% |
| Musepack | 0:02:17 | 0:02:17 | 0% |
| Vorbis | 0:04:45 | 0:04:45 | 0% |
| Canopus ProCoder | 0:05:21 | 0:05:16 | 2% |
| DivX | 0:01:24 | 0:01:21 | 4% |
| x264 | 0:02:48 | 0:02:44 | 2% |
| XviD | 0:09:47 | 0:09:43 | 1% |
| Group Score | 92 | 93 | 1% |
Здесь, если приглядеться, можно заметить следующую закономерность: наиболее чувствительны к быстродействию подсистемы памяти оказались те видеокодеки, которые сами работают быстро (DivX, x264). Ну а аудиокодеки изменение частоты работы памяти просто проигнорировали.
Игры
| DDR2-533 | DDR2-1066 | Выигрыш | |
| Call of Duty 4 | 116 | 116 | 0% |
| Company of Heroes | 54 | 55 | 2% |
| Call of Juarez | 45 | 46 | 2% |
| Crysis | 18,52 | 19,50 | 5% |
| S.T.A.L.K.E.R. | 108 | 112 | 4% |
| Unreal Tournament 3 | 93 | 113 | 22% |
| World in Conflict | 41 | 45 | 10% |
| Group Score | 90 | 95 | 6% |
Первая радость: наконец-таки мы увидели действительно существенный прирост! Правда, увы, всего у двух игр из семи: Unreal Tournament 3 и World in Conflict.
Любительская работа с фотографиями
| DDR2-533 | DDR2-1066 | Выигрыш | |
| ACDSee | 0:12:12 | 0:12:08 | 1% |
| IrfanView | 0:22:44 | 0:22:35 | 1% |
| Paint.NET | 31663 | 31329 | 1% |
| xat.com Image Optimizer | 0:41:28 | 0:40:54 | 1% |
| XnView | 0:25:29 | 0:25:21 | 1% |
| Group Score | 82 | 83 | 1% |
Совсем холодно, причём с редкостным единодушием.
Заключение
| DDR2-533 | DDR2-1066 | Выигрыш | |
| Professional score | 87 | 90 | 3% |
| Home score | 89 | 92 | 3% |
| Overall score | 88 | 91 | 3% |
Собственно, в большом заключительном слове нет никакого смысла, ибо для того, кто прочитал статью, выводы очевидны. Можно только напомнить некоторые факты:
- Самый большой прирост по группам тестов: игры, архиваторы (6%).
- Самый большой прирост по приложениям: Unreal Tournament 3 (22%), World in Conflict (10%), 7-Zip (10%).
- Средний прирост — 3%.
Последний факт даже не стоит комментировать. Напомним, что частоты, на которых работала память, отличались в два раза. Два раза на одной чаше весов, и три процента на другой — тут можно и без комментариев обойтись…
Единственный комментарий (а точнее — напоминание об очевидных, в общем-то, вещах) состоит в том, что не стоит забывать о двухканальности контроллера памяти в Phenom. То есть о том, что в наилучшем случае даже на DDR2-533 мы получаем пропускную способность, эквивалентную одноканальной DDR2-1066. Видимо, при нынешней частоте работы ядра, такой ПСП Phenom'у вполне хватает…