- Общая информация о Radeon RX 9060 XT
- Особенности архитектуры
- Предварительная оценка производительности
- Особенности карты Sapphire Pure Radeon RX 9060 XT (16 ГБ)
- Память
- Особенности карты и сравнение с Gigabyte Radeon RX 7600 XT Gaming (16 ГБ)
- Нагрев и охлаждение
- Шум
- Подсветка
- Комплект поставки и упаковка
- Тестирование: синтетические тесты
- Тестирование: игровые тесты
- Конфигурация тестового стенда
- Список инструментов тестирования
- Кратко о производительности в 3D-играх
- Результаты тестирования в 3D-играх
- Рейтинг iXBT.com
- Рейтинг полезности
- Выводы и сравнение энергоэффективности
Общая информация о Radeon RX 9060 XT

За несколько месяцев AMD и Nvidia выпустили по несколько видеокарт для наиболее массовых ценовых сегментов, а последняя уже даже успела выкатить полную линейку, ну а AMD немного запаздывает и отстает по ширине захвата рынка. В этой серии компания не борется за абсолютное лидерство по максимальной производительности, и не представила конкурентов для GeForce RTX 5090 и с GeForce RTX 5080 — вместо столь сложных и дорогих продуктов, AMD сосредоточилась на более доступных GPU, предназначенных для самых популярных рыночных сегментов, стараясь добиться лучшего соотношения цены и скорости. Мы уже рассмотрели две видеокарты Radeon RX 9070 XT и RX 9070, выпущенные еще в марте и основанные на первом графическом процессоре новой архитектуры RDNA 4. Детали о новой архитектуре были раскрыты еще на выставке CES в начале года, мы подробно рассмотрели их в обзоре топовой видеокарты, с которым можно ознакомиться по ссылке во врезке.
Но даже Radeon RX 9070 — это слишком дорого для массового покупателя, и для захвата большой части рынка явно нужны еще более доступные модели. Такой и стала видеокарта Radeon RX 9060 XT, предназначенная для верхней части среднего ценового сегмента, которая была анонсирована на выставке Computex в конце мая, и вышла на рынок в начале июня. Новая модель дополняет современную линейку компании, начавшуюся с Radeon RX 9070 и RX 9070 XT, и если те являются отличными предложениями для своего сегмента, то RX 9060 XT нацелена на более массового игрока, ориентированного на покупку видеокарт с ценой $300—$400, не более. Если старшие модели рассчитаны на соперничество с GeForce RTX 5070 и RTX 5070 Ti, то новая модель конкурирует с RTX 5060 и RTX 5060 Ti, но при меньшей цене.
Radeon RX 9060 XT сразу была выпущена в двух вариантах с разным объемом памяти: 8 ГБ и 16 ГБ, первый стоит от $300, а второй — от $350, хотя большинство реальных цен будет выше базовых, и это сейчас стало вполне привычным делом. Radeon RX 9060 XT предназначена для игроков, которые играют в Full HD разрешении, но также дает и возможность использования разрешения 2560×1440 во многих играх при использовании обновленной версии набора технологий FSR 4, о которой мы сегодня еще поговорим подробнее.

Архитектура RDNA 4 получила явные улучшения по производительности и эффективности, чтобы успешно конкурировать с решениями GeForce, была значительно увеличена вычислительная производительность и более чем вдвое повышена производительность аппаратных блоков трассировки лучей, что было главной проблемой предыдущих Radeon. Также немаловажно улучшение производительности в задачах ИИ, так как эти возможности использует новая версия FSR. Это становится всё важнее, так как трассировка лучей используется уже почти во всех играх, а ускорение ИИ работает как для улучшения производительности, так и для улучшения качества рендеринга. В RDNA 4 были подтянуты практически все недостатки по сравнению с решениями конкурента, который в своей последней серии GeForce RTX 50 хоть и представил много нового, но в основном перспективного и предназначенного для приложений будущего, а AMD обычно внедряет то, что уже сейчас дает преимущество.
Видеокарта Radeon RX 9060 XT, аналогично одному из соперничающих с ней решений конкурента, имеет две версии: с 8 и 16 ГБ памяти, и главная претензия прогрессивной общественности к младшему варианту заключается в том, что 8 ГБ видеопамяти в современных играх может быть недостаточно, в ряде проектов это приводит как к просадкам частоты кадров и отсутствию плавности, так и невозможности выставления максимальных и даже просто высоких графических настроек. И действительно — для полного спокойствия лучше будет выбрать модель с большим объемом памяти, особенно с расчетом на будущее, хотя такая видеокарта и обойдется дороже. Рекомендовать же видеокарты с 8 ГБ для новых игр и использования их в течение нескольких последующих лет трудно, но если вы точно не планируете ничего выше Full HD, а также можете потратить время на поиск тонких графических настроек, то и такая покупка оправдана. Но куда спокойнее взять старший вариант, который точно не подведет.
Вероятнее всего, Radeon RX 9060 XT будет близка к GeForce RTX 5060 Ti, и главным ее преимуществом сходу можно назвать меньшую цену за 16 ГБ вариант против аналогичной модели конкурента, а 8-гигабайтная модель вообще конкурирует уже скорее с более медленным GeForce RTX 5060. Но розничные цены в магазинах сильно отличаются от рекомендованных, и GPU конкурента пока что продаются ближе к MSRP, и разница между ценами RX 9060 XT (16 ГБ) и RTX 5060 Ti (16 ГБ) в магазинах не такая драматическая. А ведь соответствующая модель GeForce предлагает как минимум схожую производительность при растеризации и несложной трассировке лучей, но значительно опережает RX 9060 XT при трассировке пути и имеет поддержку DLSS 4 с многокадровой генерацией, которая куда шире распространена в играх по сравнению с FSR 4, да и в остальном покупатели чаще выбирают GeForce, чем Radeon при прочих более-менее равных условиях, так что AMD будет непросто их переубедить.
О рыночной ситуации мы еще поговорим, а теперь пора рассмотреть технические детали. Так как основой рассматриваемой сегодня модели видеокарты является новый графический процессор среднего уровня — Navi 44, базирующийся на архитектуре RDNA четвертого поколения, которая тесно связана с архитектурами RDNA предыдущих версий, то перед прочтением статьи будет полезно ознакомиться и с нашими предыдущими материалами по видеокартам компании AMD:
- [31.03.25] AMD Radeon RX 9070 XT: на основе карты Gigabyte Aorus Radeon RX 9070 XT Elite
- [30.01.23] AMD Radeon RX 7900 XTX: на основе карты Sapphire Radeon RX 7900 XTX
- [24.01.23] AMD Radeon RX 7900 XT: на основе карты XFX Radeon RX 7900 XT
- [21.11.20] AMD Radeon RX 6800 XT: компании AMD удается догнать флагманские решения конкурента, но не во всем

Графический ускоритель Radeon RX 9060 XT | |
---|---|
Кодовое имя чипа | Navi 44 |
Технология производства | 5 нм (N4P TSMC) |
Количество транзисторов | 29,7 млрд |
Площадь ядра | 199 мм² |
Архитектура | унифицированная, с массивом процессоров для потоковой обработки любых видов данных: вершин, пикселей и др. |
Аппаратная поддержка DirectX | DirectX 12 Ultimate, с поддержкой уровня возможностей Feature Level 12_2 |
Шина памяти | 128-битная: 2 независимых 64-битных контроллера памяти с поддержкой GDDR6 |
Частота графического процессора | до 3130 МГц |
Вычислительные блоки | 32 вычислительных блока CU, состоящих в целом из 2048 ALU для целочисленных расчетов и расчетов с плавающей запятой (поддерживаются форматы INT4, INT8, INT16, FP16, FP32 и FP64) |
Блоки трассировки лучей | 32 блока Ray Accelerator для расчета пересечения лучей с треугольниками и ограничивающими объемами BVH |
Блоки текстурирования | 128 блоков текстурной адресации и фильтрации с поддержкой FP16/FP32-компонент и поддержкой трилинейной и анизотропной фильтрации для всех текстурных форматов |
Блоки растровых операций (ROP) | 8 широких блоков ROP на 64 пикселя с поддержкой различных режимов сглаживания, в том числе программируемых и при FP16/FP32-форматах буфера кадра |
Поддержка мониторов | поддержка интерфейсов HDMI 2.1b и DisplayPort 2.1a |
Спецификации видеокарты Radeon RX 9060 XT | |
---|---|
Частота ядра (игровая/турбо) | 2530/3130 МГц |
Количество универсальных процессоров | 2048 |
Количество текстурных блоков | 128 |
Количество блоков блендинга | 64 |
Эффективная частота памяти | 20 ГГц |
Тип памяти | GDDR6 |
Шина памяти | 128 бит |
Объем памяти | 8/16 ГБ |
Пропускная способность памяти | 322 ГБ/с |
Вычислительная производительность (FP32) | до 25,6 терафлопс |
Теоретическая максимальная скорость закраски | 200 гигапикселей/с |
Теоретическая скорость выборки текстур | 400 гигатекселей/с |
Шина | PCI Express 5.0 x16 |
Разъемы | один HDMI 2.1b, три DisplayPort 2.1a |
Энергопотребление | до 160 Вт |
Дополнительное питание | один 8-контактный разъем |
Число слотов, занимаемых в системном корпусе | 2 |
Рекомендованная цена | $299/$349 |
AMD изменила систему наименований видеокарт в новой серии, чтобы она лучше соответствовала цифровым индексам решений соперника. Видеокарты более высокого уровня на основе чипа Navi 48 были названы RX 9070 (XT), чтобы потенциальные покупатели сравнивали их с GeForce RTX 5070 Ti и GeForce RTX 5070 соответственно, хотя их цены и не полностью соответствуют друг другу. А вот рассматриваемое сегодня решение более низкого уровня имеет наименование RX 9060 XT и конкурирует уже с GeForce RTX 5060 Ti и частично с RTX 5060 — в зависимости от объема памяти.
Рекомендованная цена двух конфигураций Radeon RX 9060 XT с разным объемом памяти составляет $299 и $349, что отличается от рекомендованной цены Radeon RX 7600 XT на старте — $329. Более того, хотя основным ценовым конкурентом Radeon RX 9060 XT является GeForce RTX 5060 Ti, но лишь в младшей конфигурации с 8 ГБ памяти ($379), так как старшая модель Nvidia оценена ей в $429. Но сейчас рекомендованные розничные цены не особо важны, так как реальные всегда выше, хотя в случае недорогих решений доплата не так высока. На нашем рынке превышение розницы над рекомендованными ценами у Radeon RX 9060 XT несколько выше относительно GeForce RTX 5060 Ti, и экономия по сравнению с решениями Nvidia получается не такая высокая. Попадается также в продаже и еще один конкурент — Intel Arc B580, который продается дешевле, и он всё же ближе по цене и производительности к GeForce RTX 5060, а не к RTX 5060 Ti и Radeon RX 9060 XT.
Неоднозначным решением AMD стал выпуск двух модификаций рассматриваемой видеокарты с разным объемом памяти. 16 ГБ — оптимальный объем локальной памяти на сегодня, и соответствующая модель - явно более перспективный вариант, хотя она и дороже младшей на $50. Объема памяти в 8 ГБ недостаточно для некоторых игр и сценариев уже сейчас, но это всё еще может быть разумным компромиссом при условии ограничения разрешением Full HD и готовности пользователя слегка снизить качество текстур или других настроек при необходимости. Главная проблема в том, что игроку придется самому искать оптимальные настройки под его видеокарту, а приложение Nvidia может сделать это автоматически. Но у Radeon RX 9060 XT есть и свое преимущество — полноценный интерфейс PCIe 5.0 x16, обеспечивающий вдвое большую пиковую пропускную способность, по сравнению с PCIe 5.0 x8 у GeForce RTX 5060 и 5060 Ti, что может сказаться при нехватке видеопамяти.
Хотелось бы видеть у обоих производителей модели с объемом памяти в 12 ГБ, что было бы золотой серединой — этого точно хватило бы для всех игр даже в 2560×1440, при этом видеокарты могли быть дешевле 16 ГБ вариантов. Да, графические процессоры AMD и Nvidia имеют 128-битную шину памяти, к которой присоединяются четыре или восемь чипов памяти. Можно было бы разработать или 192-битную шину, что потребовало бы более сложного чипа с большим количеством контактов и усложненной печатной платой, но уже существуют и массово выпускаются чипы памяти емкости 3 ГБ, которые могли бы решить проблему — они бы обеспечили объем в 12 ГБ и при 128-битной шине. Увы, пока что такие чипы GDDR7-памяти массово начала делать только Samsung, поэтому они недоступны для решений этого ценового сегмента.
AMD установила для модели Radeon RX 9060 XT относительно низкий предел максимального энергопотребления до 160 Вт, даже при том, что GPU работает при очень высокой частоте — рекордной для массовой модели графического процессора, предназначенного для настольных ПК. Поэтому Radeon RX 9060 XT довольствуется одним 8-контактным разъемом питания в дополнение к энергии, получаемой через слот PCIe (150 + 75 = 225 Вт). К слову, есть и возможность разгона, которая осуществляется примерно так же, как и у предыдущей серии — нужно снизить напряжение GPU, чтобы получить существенный прирост производительности, а также увеличить максимальную частоту GPU. Есть и модели партнеров компании, уже имеющие определенный уровень фабричного разгона.
К слову, компания и в случае Radeon RX 9060 XT решила не выпускать на рынок собственные варианты видеокарт этой модели, на слайдах презентаций показаны лишь графические изображения таких видеокарт, а на рынке их нет. Зато партнеры AMD по выпуску видеокарт выпустили уже большое количество моделей с собственными дизайном, размерами, подсветкой и системами охлаждения, многие из них фабрично разогнаны и имеют повышенные уровни энергопотребления и производительности. Как это принято, производители также выставили и повышенные рекомендованные цены на такие улучшенные версии Radeon RX 9060 XT, в том числе поэтому их видеокарты чаще всего дороже указанных выше цен.
Особенности архитектуры
Если видеокарты Radeon RX 9070 (XT) были основаны на графическом процессоре Navi 48, крупнейшем GPU этого поколения у AMD, то Radeon RX 9060 XT использует новый чип Navi 44 — второй графический процессор архитектуры RDNA 4. AMD зачем-то изменила не только систему наименований для видеокарт, но и для кодовых названий самих GPU. Чипы более высокого уровня раньше обозначались меньшим числом, а младшие — большим, а теперь же всё стало ровно наоборот: Navi 48 — пока что самый крупный чип, предназначенный для Radeon RX 9070 (XT), а Navi 44 — вдвое меньший чип для видеокарт уровня RX 9060 XT.

Понятно, что Navi 44 намного меньше и проще Navi 48, по количеству укрупненных блоков в чипе — Compute Unit (CU) он является ровно половиной от Navi 48, то есть содержит 32 вычислительных блока CU. По количеству всех блоков и устройству подсистемы памяти и кэширования Navi 44 схож с чипом прошлого поколения Navi 33, который дал жизнь видеокартам Radeon RX 7600 (XT), также он имеет и похожую площадь кристалла: 199 мм² и 204 мм². А вот количество транзисторов в нем уже вдвое больше — архитектура RDNA 4, которую мы подробно рассмотрели в обзоре Radeon RX 9070 XT, сильно отличается от предыдущих версий. AMD отказалась от чиплетной организации, и Navi 44 — это монолитный кристалл, который выпускается на фабриках TSMC при помощи более продвинутого техпроцесса N4P. Его площадь составляет 199 мм², а количество транзисторов — 29,7 млрд. В Navi 48 их почти вдвое больше: 53,9 млрд транзисторов, разместившихся в чипе площадью 357 мм².
Хотя архитектура RDNA 4 — это в очередной раз измененная и доработанная архитектура компании, известная нам несколько поколений, в ней было сделано больше модификаций, чем в предыдущих обновлениях. По общему строению решения RDNA 4 в виде Navi 44 и Navi 48 не сильно отличаются от RDNA 3, чипы состоят из нескольких шейдерных движков Shader Engine, в каждом из них есть по восемь процессоров, содержащих по два вычислительных блока Compute Unit (CU). Полная версия Navi 44 состоит из пары шейдерных движков, содержащих 32 укрупненных вычислительных блоков Compute Unit (CU), которые состоят в целом из 2048 потоковых процессоров, 64 ИИ-ускорителей, 32 RT-ускорителей, 128 блоков TMU и 64 блоков ROP.
По количеству всех исполнительных блоков, это ровно половина от старшего чипа Navi 48, да и объем кэша Infinity Cache также снижен вдвое — с 64 до 32 МБ. Графический процессор Navi 44 работает на базовой частоте в 1700 МГц, которая может увеличиваться до 2530 МГц в играх и до 3130 МГц в турбо-режиме — это значительно выше, чем у Radeon RX 9070 XT, и является рекордным значением для настольных графических процессоров.
Пусть логически Navi 44 почти повторяет чип Navi 33 из предыдущего поколения, на котором основана модель Radeon RX 7600, но в нем есть одно важное изменение по сравнению с предшественниками Navi 33 и Navi 23 — новый чип использует 16 линий PCI Express 5.0, как и старший Navi 48, он не был урезан до 8 линий PCI Express, как предыдущие GPU этого уровня. Это же является преимуществом и по сравнению с чипом Nvidia GB206, на котором основаны GeForce RTX 5060 Ti и RTX 5060, всё так же использующим интерфейс PCIe 5.0 x8. Полноценный интерфейс PCIe с 16 линиями может помочь в некоторых случаях нехватки локальной видеопамяти или при использовании видеокарты на старых системах с поддержкой PCIe 3.0. Для современных систем с PCIe 4.0 или 5.0 разница не будет превышать пару процентов, особенно если речь идет о моделях с большим объемом памяти, но в случае с 8 ГБ вариантом, ограниченная пропускная способность еще и шины может стать дополнительной причиной проседания скорости рендеринга.
Рассматриваемая модификация видеокарты имеет 16 ГБ GDDR6-памяти, подключенной по 128-битной шине памяти, чипы работают на частоте 2518 МГц (эффективная — 20,1 Гбит/с). AMD не использует чипы памяти нового стандарта GDDR7, хотя конкурент ставит 28 Гбит/с чипы GDDR7 на соперничающую по цене модель GeForce RTX 5060, и так как Radeon RX 9060 XT имеет всего лишь 128-битную шину памяти, как и предшествующая ей модель, то ПСП увеличилась лишь на 12% относительно Radeon RX 7600 XT из-за установки более быстрых чипов GDDR6-памяти — 322 ГБ/с, что вдвое меньше, по сравнению со старшими моделями серии. Сравнительно низкая пропускная способность может быть неприятным ограничителем в некоторых играх, ведь конкурирующие RTX 5060 и 5060 Ti имеют показатель ПСП в 448 ГБ/с, благодаря применению более современной GDDR7-памяти.
Остальные подробности об архитектурных изменения вы можете узнать из обзора флагманской видеокарты Radeon RX 9070 XT, мы лишь вкратце расскажем о самом важном. Вычислительные блоки CU архитектуры RDNA 4 получили улучшения в подсистеме памяти, динамическом распределении регистров, предвыборке инструкций, но производительность растеризации в целом увеличилась не так сильно. В RDNA 4 появилась возможность запрашивать данные из памяти вне очереди, что должно быть полезно и для трассировки лучей и при растеризации, также может дать прирост динамическое выделение регистров, на что не были способны RDNA 3 и более ранние GPU.
Более существенные улучшения RDNA 4 получила в аппаратной поддержке трассировки лучей — специализированные блоки Ray Accelerator имеют удвоенную скорость тестирования пересечений луча с ограничивающими объемами и треугольниками — каждый ускоритель умеет обрабатывать их ровно вдвое больше, по сравнению с RDNA 3. Есть и другие улучшения: новый вид ускоряющих структур в виде ориентированных ограничивающих объемов (Oriented Bounding Boxes — OBB), которые могут быть ориентированы не по глобальным осям сцены, а по оси объектов, использование структуры BVH8 вместо BVH4, поддержка аппаратной трансформации копий объектов (instance), изменение порядка операций при трассировке и обращении к памяти — эти улучшения также немного повысили производительность ускорителей трассировки, но основной прирост дает именно удвоение производительности аппаратных движков пересечений.
Но все-таки даже в RDNA 4 не был сделан полностью аппаратный обход BVH, поэтому и новые Radeon отстают от конкурентов в играх с трассировкой пути, а еще есть и другие дополнительные функции, которые та же Nvidia продвигает, они появляются и у других производителей GPU, а AMD продолжает отставать по возможностям аппаратных блоков трассировки лучей. Скоро выйдет обновление DirectX Raytracing версии 1.2 с важными улучшениями, направленными на увеличение производительности и эффективности: микрокартами непрозрачности (opacity micromaps — OMM) и переупорядочением выполнения шейдеров (shader execution reordering — SER) — динамической группировке потоков инструкций для повышения когерентности обращений к памяти. Они уже поддерживаются многими решениями Nvidia, переупорядочение выполнения шейдеров поддерживается также и Intel, и они планируют внедрить OMM в будущем. А с AMD пока что непонятно, но вроде бы обещано внедрение такой поддержки в ближайшие месяцы.
В новом поколении архитектуры появились ускорители матричных операций — ИИ-ускорители (AI Accelerators), перенесенные из вычислительной архитектуры CDNA. Каждый блок CU может выполнить 512 операций с точностью FP16 за такт, или 1024 операций INT4. ИИ-ускорителями также поддерживается структурированная разреженность матриц, что потенциально еще удваивает производительность. Еще одно удвоение производительности возможно при использовании вычислений формата FP8, который часто используют в ИИ-нагрузках — это уже до восьми раз большая производительность, по сравнению с RDNA 3 — до 389 TFLOPS вычислений FP16 с учетом разреженности, и до 1557 TOPS с точностью INT4, также с учетом разреженности. В итоге, видеокарты новой серии показывают почти двукратную производительность от аналогичных GPU предыдущего поколения в задачах, связанных с ИИ и машинным обучением, включая масштабирование FSR 4.
Появление ИИ-ускорителей в новой серии Radeon RX 9000 также привело и к улучшениям в новой версии технологии FidelityFX Super Resolution 4 (FSR 4), получившей новый метод масштабирования кадров на основе нейросетей, что приблизило FSR 4 к DLSS 3 по уровню применяемых технологий и качеству масштабирования. Новая версия FSR использует ИИ и способна задействовать ускорение вычислений на ИИ-ускорителях. Эти блоки обеспечивают производительность более 800 TOPS для формата INT4, используемого в некоторых ИИ-задачах, включая FSR 4 — новой версии набора технологий по улучшению производительности, который использует новый алгоритм масштабирования на основе ИИ и обеспечивает высокое качество изображения.
FSR 4 — это довольно большое обновление набора технологий по увеличению производительности у AMD. В состав FSR 4 входит новый алгоритм масштабирования на основе искусственного интеллекта, использующий ИИ-ядра графических процессоров RDNA 4 для ускорения процесса. Новый алгоритм на основе ИИ обеспечивает более качественное изображение по сравнению с моделью на основе шейдеров в предыдущих поколениях FSR, и для его внедрения в игры ничего сложного делать не нужно, так что большинство игр с поддержкой FSR должно обновиться до новой версии технологии. AMD утверждает, что поддержка FSR 4 уже реализована в более чем 60 играх.
Качество масштабирования в FSR 4 действительно стало заметно выше — почти на уровне DLSS 4 с моделью трансформера, но всё же чуть хуже. А вот улучшения в генерации кадров нужно ждать ближе к зиме, да и вряд ли там будет многокадровая генерация, которая уже есть в DLSS 4. Правда, в этом ценовом сегменте это не так важно, ведь для комфорта при игре частота кадров и без генерации кадров должна быть достаточно высокой.
Во второй половине этого года AMD планирует представить еще одно большое обновление FSR, чтобы набор соответствовал по технологиям аналогичному продукту Nvidia — DLSS. Проект носит рабочее название «Redstone», и в него входит сразу три новых компонента в дополнение к масштабированию на основе ИИ:
- Модель для кэширования нейронного излучения (Neural Radiance Caching) — данные о взаимодействии света с объектами в сцене (непрямое освещение) сохраняются для дальнейшего использования в будущих кадрах для экономии вычислительных ресурсов.
- Модель для регенерации лучей, которая призвана увеличить качество изображения шумной картинки при малом количестве лучей — метод фильтрует зернистый шум, также способствуя экономии ресурсов RT-блоков и улучшая качество изображения.
- Генерация кадров на основе ИИ — пока что речь идет о генерации одного кадра, как в FSR 3, но на основе ИИ-модели, более точно отрисовывающей промежуточный кадр по двум отрендеренным, что улучшает качество и снижает количество артефактов, появляющихся при генерации кадров.
Основная задача FSR 4 «Redstone» — повышение производительности при трассировке лучей настолько, чтобы графические процессоры серии Radeon RX 9000 были способны отрисовывать картинку в играх с полной трассировкой пути. Но для этого указанные технологии должны получить поддержку в играх, а пока что базовое масштабирование FSR 4 может быть включено в играх с поддержкой FSR 3.1 при помощи программной подмены в драйвере. Увы, применение исключительно ИИ-ускорителей ограничивает совместимость новой технологии — старшие решения той же RDNA 3 могли бы поддерживать FSR 4, но нужна производительность не менее чем 779 AI TOPS.
Осталось поговорить о вводе-выводе информации и возможностях при обработке видеоданных. Новый движок вывода информации на дисплеи в Navi 44 получил аппаратные обновления, снижающие энергопотребление в режиме простоя для многомониторных конфигураций, внедрена аппаратная очередь кадров, снижающая нагрузку на процессор и повышающая энергоэффективность. Поддерживаются разъемы DisplayPort 2.1a и HDMI 2.1b с максимальным битрейтом UHBR 13.5, что вдвое больше, чем у DisplayPort 1.4. Поддержка пропускной способности 54 Гбит/с (UHBR 13.5) означает возможность подключения 4K-дисплея одним кабелем — с частотой обновления до 240 Гц без использования сжатия видеопотока, а со сжатием Display Stream Compression можно использовать 4K при 480 Гц или 8K при 165 Гц.
В составе графического процессора Navi 44 есть медиадвижки кодирования и декодирования видеоданных. Новый медиадвижок AMD обеспечивает улучшение качества кодирования форматов H.264 и H.265 с низкими задержками, а при кодировании AV1 теперь поддерживаются B-кадры, что повышает эффективность при том же битрейте. AMD оценивает улучшение качества кодирования H.264 (AVC) до 25%, а H.265 (HEVC) — до 11%, а если говорить о производительности, то новый медиадвижок показывает в полтора раза более высокую скорость кодирования данных в форматах AV1 и VP9 по сравнению с предшественником.
Предварительная оценка производительности
Рассмотрим характеристики очередной видеокарты AMD по сравнению со старшими моделями этого же поколения на основе более мощного GPU. Судя по предварительным данным, по эффективной производительности Radeon RX 9060 XT должна превосходить даже Radeon RX 7700 XT, хотя чисто по теоретическим характеристикам она ближе скорее к Radeon RX 7600 XT. Приведем основные характеристики всех видеокарт поколения Radeon RX 9000 в одной таблице.
RX 9070 XT | RX 9070 | RX 9060 XT | |
---|---|---|---|
Модель GPU | Navi 48 | Navi 44 | |
Площадь GPU, мм | 357 | 199 | |
Блоки ALU | 4096 | 3584 | 2048 |
Блоки TMU | 256 | 224 | 128 |
Блоки ROP | 128 | 128 | 64 |
RT-ускорители | 64 | 56 | 32 |
ИИ-ускорители | 128 | 112 | 64 |
Кэш Infinity Cache, МБ | 64 | 32 | |
Турбо-частота, МГц | 2970 | 2520 | 3130 |
Объем памяти, ГБ | 16 | 8/16 | |
Скорость памяти, Гбит/с | 20 | ||
Шина памяти, бит | 256 | 128 | |
ПСП, ГБ/с | 640 | 320 | |
Энергопотребление, Вт | 304 | 220 | 160 |
Рекомендованная цена, $ | 600 | 550 | 300/350 |
Модель Radeon RX 9060 XT основана на полной версии чипа Navi 44, и является прямым последователем Radeon RX 7600 XT, хотя по производительности она будет явно уровнем выше. Даже при очень высокой тактовой частоте более чем 3 ГГц, по теоретическим показателям модель Radeon RX 9060 XT опережает предшествующую Radeon RX 7600 XT лишь на 13%, но видеокарты AMD новой архитектуры стали заметно эффективнее, и отличаются более высокой реальной производительностью, на которую влияет и то, как сильно эффективность разных блоков и GPU в целом ограничена пропускной способностью памяти, а с этим у новинки всё в полном порядке.
Особенно сильно выросли возможности блоков ускорения аппаратной трассировки лучей и ИИ-ускорителей матричных операций, которые получили вдвое большую производительность. Именно из-за улучшений ИИ-блоков, набор технологий FSR 4 теперь использует возможности нейросетей. Ранее этот набор отставал от конкурирующих технологий DLSS и XeSS именно по этому параметру, а теперь наконец-то догнал. Правда, пришлось поплатиться совместимостью новой версии FSR со старыми графическими архитектурами компании.
Максимальное потребление Radeon RX 9060 XT установлено на уровне 160 Вт, и это также заметное снижение по сравнению с Radeon RX 7600 XT, рассчитанной на энергопотребление до 190 Вт. Реальное же энергопотребление Radeon RX 9060 XT на референсных частотах составляет до 170 Вт, что близко к потреблению GeForce RTX 5060 Ti — похоже, что AMD наконец-то догнала Nvidia и по энергоэффективности. Но что у новинки с производительностью в играх?

Посмотрим сначала на данные AMD, по которым новая видеокарта Radeon RX 9060 XT якобы получилась быстрее конкурирующего решения с вдвое меньшим объемом памяти GeForce RTX 5060 Ti 8 ГБ в играх с растеризацией и трассировкой лучей — в среднем на 6% в разрешении 2560×1440. Даже в играх с трассировкой лучей бывает и до 30%-40% преимущества у новинки, но кажется, что больше всего это связано с нехваткой 8 ГБ у GeForce в таких условиях. В любом случае, архитектура RDNA 4 получилась весьма удачной, в AMD смогли улучшить свою графическую архитектуру именно там, где нужно, устранив основные недостатки предыдущих GPU — было усилено всё, что требовало особого внимания.
Это были собственные тесты AMD, которые даны лишь для примерной прикидки. В реальности усредненная игровая производительность Radeon RX 9060 XT показывает, что эта модель в разрешении Full HD всё же на несколько процентов медленнее более дорогой GeForce RTX 5060 Ti с 16 ГБ, а 8 ГБ вариант последней в среднем примерно соответствует рассматриваемой сегодня видеокарте AMD. По сравнению с обычной GeForce RTX 5060, новинка быстрее примерно на 10%-15%, в зависимости от разрешения и набора игр, а вот по сравнению с Radeon RX 7600 XT из прошлого поколения, новая RX 9060 XT сразу на 40% быстрее, что весьма впечатляет. И хотя эта видеокарта предназначена скорее для Full HD разрешения, использование 2560×1440 во многих играх также вполне комфортно, особенно при включении технологий повышения производительности в виде масштабирования и генерации кадров FSR.
Очень важно то, что графические процессоры RDNA 4 стали значительно быстрее при трассировке лучей, что было важнейшим недостатком RDNA 3. И Radeon RX 9060 XT с трассировкой лучей практически достигла уровня GeForce RTX 5060 Ti, если не брать игры с полной трассировкой пути, где видеокарты Nvidia заметно быстрее, во многом благодаря дополнительным технологиям в составе DLSS, аналоги которых должны появиться и в FSR 4 несколько позднее. Пока же, в играх с полной трассировкой пути, новинка AMD находится скорее на уровне GeForce RTX 5060 или даже ниже, но есть и другие примеры игр со слабой трассировкой для одного-двух эффектов, и при должной оптимизации под AMD, модель RX 9060 XT в них способна выйти вперед.
Radeon RX 9060 XT отлично показывает в деле все улучшения архитектуры RDNA4 — по основным количественным характеристикам блоков в GPU он мало отличается от предшественника Radeon RX 7600 XT, но заметно быстрее него и в растеризации и уж тем более с трассировкой лучей — преимущество достигает 50%-60% и даже больше! За это нужно благодарить не только архитектурные улучшения RDNA 4, но и улучшенный техпроцесс, который и позволил поместить заметно большее количество транзисторов в GPU сравнительно малого размера, а также достичь высокой рабочей частоты более 3 ГГц.
Но Nvidia всё еще имеет определенное преимущество в виде набора технологий повышения производительности DLSS 4 с новыми моделями ИИ и технологией многокадровой генерации. У AMD есть аналогичная FSR 4, но она пока что не полностью сопоставима по техническим возможностям, т. е. и многокадровой генерации в ней нет и по качеству изображения она всё же отстает от DLSS 4. Но главное, что DLSS 4 поддерживается в сотнях игр, а FSR 4 — в нескольких десятках, и не самых известных. Так что в этом смысле у Nvidia пока что есть преимущество, но со временем развитие FSR должно приблизить набор технологий AMD к уровню DLSS. Жаль, что при этом растерялось их преимущество по универсальности — новая версия технологии полноценно работает только на решениях архитектуры RDNA 4.
Так что при небольшой разнице в ценах, сложившейся на нашем рынке, выбор Radeon RX 9060 XT может быть не самым лучшим вариантом. Тут можно или подождать снижения цен или заплатить больше за GeForce. Вариант RX 9060 XT с 8 ГБ памяти, как и в случае соответствующей модификации GeForce RTX 5060 Ti, тоже является спорным — в Full HD и большинстве игр этого объема пока что хватает, но запаса нет совсем, и некоторые игры уже сейчас хотят большего — так что трижды подумайте, прежде чем сэкономить на объеме видеопамяти, ведь можно получить разочарование в следующих игровых проектах, которые могут предъявлять еще более жесткие требования к объему локальной памяти. А вот 16 ГБ видеопамяти точно дают приличный запас прочности на последующие годы.
AMD установила рекомендованную розничную цену в размере $350 для Radeon RX 9060 XT 16 ГБ, но реальные видеокарты чаще продаются за $400-$450, что куда дороже, но такая ситуация сейчас почти со всеми видеокартами. При цене в $350 модель Radeon RX 9060 XT 16 ГБ является прямым конкурентом для GeForce RX 5060 Ti 16 ГБ, которая продается даже еще дороже. И с учетом примерного равенства этих решений в среднем, придется выбирать уже по тонкостям: скорости сложной трассировке пути, DLSS или FSR и т. д. Да, новые Radeon хороши, как и улучшенный FSR 4, но они не могут сравниться с GeForce ни в трассировке пути, ни по распространенности поддержки той же DLSS. И многие решат переплатить еще $50 за эти возможности, но... когда AMD сделает FSR еще более гибким, а цены на Radeon снизятся, выбор может усложниться. В него могут вмешаться и видеокарты из прошлого поколения — GeForce RTX 3070 до сих пор может быть весьма интересной, как и RTX 3080, а вот RX 6800 или RX 7700 XT уже не особо привлекательны — FSR 4 они не поддерживают, а производительность трассировки лучей на них будет удручающе низкой.
Это были исключительно теоретические расклады, далее мы переходим к рассмотрению практических особенностей видеокарты Radeon RX 9060 XT в исполнении компании Sapphire.
Особенности карты Sapphire Pure Radeon RX 9060 XT (16 ГБ)
Сведения о производителе: Компания Sapphire Technology (торговая марка Sapphire) основана в 2001 году в Гонконге как дочерняя структура крупнейшего концерна по выпуску комплектующих для ПК — PC Partner. Сфокусирована на выпуске продукции на основе ядер (графических процессоров) ATI (впоследствии вошедшей в состав AMD). Штаб-квартира — в Гонконге, производство — в Китае. Крупнейший производитель ускорителей серии Radeon. Выпускает также мини-ПК и другую продукцию.
Объект исследования: серийно выпускаемый ускоритель трехмерной графики (видеокарта) Sapphire Pure Radeon RX 9060 XT 16 ГБ 128-битной GDDR6
Sapphire Pure Radeon RX 9060 XT 16 ГБ 128-битной GDDR6 | ||
---|---|---|
Параметр | Значение | Номинальное значение (референс) |
GPU | Radeon RX 9060 XT (Navi44) | |
Интерфейс | PCI Express x16 5.0 | |
Частота работы GPU (ROPs), МГц | 2700(Boost)—3182(Max) | 2530(Boost)—3130(Max) |
Частота работы памяти (физическая, МГц (ПСП, ГТ/с)) | 2500 (20) | 2500 (20) |
Ширина шины обмена с памятью, бит | 128 | |
Число вычислительных блоков в GPU | 32 | |
Число операций (ALU/CUDA) в блоке | 64 | |
Суммарное количество блоков ALU/CUDA | 2048 | |
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) | 128 | |
Число блоков растеризации (ROP) | 64 | |
Число блоков Ray Tracing | 32 | |
Число тензорных блоков | 64 | |
Размеры, мм | 240×125×46 | 280×110×40 |
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой | 3 | 2 |
Цвет текстолита | черный | черный |
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт | 170 | 175 |
Энергопотребление в режиме 2D, Вт | 18 | 18 |
Энергопотребление в режиме «сна», Вт | 4 | 4 |
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА | 24 | 33,0 |
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА | 18,0 | 18,0 |
Уровень шума в 2D (в простое), дБА | 18,0 | 18,0 |
Видеовыходы | 2×HDMI 2.1b, 1×DisplayPort 2.1b | 1×HDMI 2.1b, 2×DisplayPort 2.1b |
Поддержка многопроцессорной работы | нет | |
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения | 3 | 3 |
Питание: 8-контактные разъемы | 1 | 1 |
Питание: 6-контактные разъемы | 0 | 0 |
Питание: 16-контактные разъемы | 0 | 0 |
Вес карты с комплектом поставки (брутто), кг | 1,0 | 1,4 |
Вес карты чистый (нетто), кг | 0,6 | 0,7 |
Максимальное разрешение/частота, DisplayPort | 3840×2160@240 Гц, 7680×4320@120 Гц | |
Максимальное разрешение/частота, HDMI | 3840×2160@144 Гц, 7680×4320@120 Гц | |
Минимальная стоимость карт на базе Radeon RX 9060 XT | 42 тысячи рублей |
Память
Карта имеет 16 ГБ памяти GDDR6 SDRAM, размещенной в 8 микросхемах по 16 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Samsung (K4ZAF325BC-SC20) рассчитаны на номинальную частоту работы в 2500 МГц (эффективная ПСП 20 ГТ/с, или 20 Гбит/с).
В случае GDDR7 физическую частоту надо умножать на 12: технология кодирования PAM3 (3 Pulse Amplitude Modulation) × 2 (двойная передача сигнала (DDR)) × 2 (два канала) = 12.
В случае GDDR6X физическую частоту надо умножать на 16: технология кодирования PAM4 (4 Pulse Amplitude Modulation) × 2 (двойная передача сигнала (DDR)) × 2 (два канала) = 16.
В случае GDDR6 физическую частоту надо умножать на 8: технология кодирования PAM2 (2 Pulse Amplitude Modulation) × 2 (двойная передача сигнала (DDR)) × 2 (два канала) = 8.
Особенности карты и сравнение с Gigabyte Radeon RX 7600 XT Gaming (16 ГБ)
Sapphire Pure Radeon RX 9060 XT (16 ГБ) | Gigabyte Radeon RX 7600 XT Gaming (16 ГБ) |
---|---|
вид спереди | |
![]() | ![]() |
вид сзади | |
![]() | ![]() |
Мы сравниваем карту Sapphire на базе Radeon RX 9060 XT с соответствующей ей по номиналу картой прошлого поколения на базе Radeon RX 7600 XT. Очевидно, что несмотря на одинаковые шины обмена с памятью, карты сильно отличаются по системам питания (у GPU сильно разнятся лимиты потребления).
В традициях AMD ядро имеет зашифрованную числовую маркировку, произведено на 4-й неделе 2025 года (кристалл выполнен по техпроцессу TSMC N4P — по разным оценкам это 4 нм).
Суммарное количество фаз питания у карты Sapphire Pure Radeon RX 9060 XT — 9 (7+2).
Зеленым цветом отмечена схема питания ядра (7 фаз), красным — памяти (2 фазы).
У карты имеется два ШИМ-контроллера Monolithic Power Systems MP2868, они работают в паре и управляют обеими схемами питания.


В преобразователе питания ядра и микросхем памяти используются транзисторные сборки DrMOS — MP87993 той же компании MPS, рассчитанные на 90 А.
Выделенного контроллера для мониторинга (отслеживания напряжений и температур) нет, эта функция, опять же в традициях AMD, возложена на сам GPU.
Карта имеет подсветку, за которую отвечает контроллер Holtek.
Карта имеет возможность синхронизации подсветки с материнской платой, для этих целей на задней стороне около выреза в радиаторе имеется разъем ARGB, а в комплекте поставки имеется соответствующий кабель-удлинитель.
Штатные частоты памяти равны референсным значениям. Boost-значение частоты работы ядра выше референсного на 6,7%, но максимальная частота GPU у карты Sapphire лишь чуть-чуть выше референсной, и в тестах она в среднем оказалась производительнее референсной всего на 2,5%-3%.
Энергопотребление карты Sapphire в тестах доходило до 170 Вт. Питание на нее подается через один 8-контактный разъем питания стандарта PCIe 2.0. Карта имеет два предохранителя, включенных в цепь гнезда питания.
Отметим относительно компактные габариты данной карты: 24 см в длину, 12,5 см по высоте и 4,6 см в толщину. В результате видеокарта занимает 2,5 слота в системном блоке (то есть перекрывает, по факту, три слота).
Карта имеет один DP 2.1a и два HDMI 2.1b. Просим обратить внимание, что штатно у Radeon RX 9060 XT — всего три видеовыхода.
Управление работой карты обеспечивается с помощью фирменной программы Sapphire Trixx. Ее можно запускать без установки или установить обычным образом.
Нагрев и охлаждение
Мы видим кулер со сквозным продувом хвостовой части радиатора. Основой СО является пластинчатый никелированный радиатор с тепловыми трубками, распределяющими тепло по ребрам радиатора.
Несколько трубок припаяны к большой медной никелированной пластине, которая охлаждает как ядро, так и микросхемы памяти. Для охлаждения преобразователей питания VRM имеются свои подошвы на радиаторе. Задняя пластина не только служит элементом защиты PCB, но и участвует в охлаждении микросхем памяти, расположенных на тыльной стороне PCB.
Поверх радиатора установлен кожух с двумя вентиляторами ∅92 мм, имеющий 7 лопастей, соединенных по краям в единое кольцо для улучшения направления воздушных потоков.
Остановка вентиляторов при малой нагрузке на видеокарту происходит, если температура GPU опускается ниже 50 градусов, а нагрев микросхем памяти ниже 85 градусов. При запуске ПК вентиляторы работают, однако после загрузки видеодрайвера идет опрос рабочей температуры, и они выключаются.
Мониторинг температурного режима:
После прогона под нагрузкой максимальная температура ядра не превысила 58 градусов, а микросхем памяти — 72 градусов, что является отличным результатом для карт такого уровня (самая горячая точка GPU нагревалась до 82 °C, предел такого нагрева — 110 градусов). Энергопотребление карты доходило до 170 Вт.
Мы засняли и ускорили в 50 раз 8-минутный прогрев
Максимальный нагрев наблюдался в области ядра, нижней части PCB около разъема PCIe, а также около разъема питания карты.


Шум
Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.
Режимы измерения:
- Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
- Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
- Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark
Оценка градаций уровня шума следующая:
- менее 20 дБА: условно бесшумно
- от 20 до 25 дБА: очень тихо
- от 25 до 30 дБА: тихо
- от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
- от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
- выше 40 дБА: очень громко
В режиме простоя в 2D температура была не выше 34 °C, вентиляторы не работали, уровень шума был равен фоновому — 18 дБА.
При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось.
В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 58/82/72 °C (ядро/hot spot/память). Вентиляторы при этом раскручивались до 2003 оборотов в минуту, шум вырастал до 24 дБА: это очень тихо.
Аудиозапись шума — здесь. Спектрограмма шума:
Подсветка
Карта оснащена подсветкой скромно, но стильно: подсвечен логотип компании на верхнем торце карты.
Управление осуществляется с помощью вышеупомянутой программы Trixx. При подключении кабеля-удлинителя для синхронизации с материнской платой автоматически происходит переход в режим синхронизации (программу запускать не требуется).
Комплект поставки и упаковка
В комплект поставки кроме самой карты входят краткое руководство и кабель-удлинитель для синхронизации подсветки.


Тестирование: синтетические тесты
Мы провели тестирование новой модели видеокарты AMD со стандартными частотами в нашем наборе синтетических тестов. Он продолжает меняться, иногда добавляются новые тесты, а устаревшие постепенно убираются. Мы бы хотели добавить еще больше примеров с вычислениями, но с этим есть определенные сложности. Мы постоянно стараемся расширять и улучшать набор синтетических тестов, и если у вас есть четкие и обоснованные предложения — напишите их в комментариях к статье или отправьте авторам.
Из более-менее новых бенчмарков мы начали использовать несколько дополнительных тестов для измерения производительности трассировки лучей и, а также технологий масштабирования разрешения и увеличения производительности: DLSS, FSR и XeSS. В качестве полусинтетических тестов у нас также используется набор подтестов из довольно популярного пакета 3DMark: Time Spy, Port Royal, DX Raytracing, Speed Way и др. А вот примеры приложений DirectX 11 и 12, входящие в различные SDK, пришлось убрать — последнее время они всё чаще давали некорректные результаты. Зато мы добавили тесты ИИ-нагрузок в виде нейросетевых вычислений.
Синтетические тесты проводились на следующих видеокартах:
- Radeon RX 9060 XT 16 ГБ со стандартными параметрами (RX 9060 XT)
- Radeon RX 9070 со стандартными параметрами (RX 9070)
- Radeon RX 7700 XT со стандартными параметрами (RX 7700 XT)
- GeForce RTX 5060 Ti 16 ГБ со стандартными параметрами (RTX 5060 Ti)
- GeForce RTX 5060 со стандартными параметрами (RTX 5060)
Для анализа производительности видеокарты Radeon RX 9060 XT в варианте с 16 ГБ мы использовали по одной модели Radeon из двух последних поколений — RX 9070 более высокого уровня из текущего семейства, а также более старую RX 7700 XT чуть более высокого ценового позиционирования. Первая основана на более мощном чипе поколения Navi 48 в урезанной версии — станет понятно, насколько сильно Navi 44 отличается от него. Radeon RX 7700 XT является той видеокартой предыдущего поколения, которая пусть и дороже по позиционированию, но с которой рассматриваемая сегодня видеокарта должна справиться по скорости в большинстве случаев.
Конкурентов по цене для рассматриваемой сегодня видеокарты у Nvidia мы взяли два, хотя прямого совпадения по ценам у них нет — скорее GeForce RTX 5060 Ti 8 ГБ является самым близким по цене соперником новинки AMD. Но в сравнении по синтетическим тестам, разницы между вариантами с 16 ГБ и 8 ГБ практически нет, так что сравниваем новинку со старшим вариантом Nvidia. Ну и чисто для интереса взяли еще одну GeForce в условные соперники — RTX 5060 стоит заметно дешевле рассматриваемой модификации Radeon, но она конкурирует с вариантом RX 9060 XT 8 ГБ по рекомендованной цене, а разницы по синтетике между 8 и 16 ГБ мало, повторимся. В общем, по сравнению с парой GeForce мы узнаем, насколько сильно RDNA 4 улучшила производительность нового поколения графических процессоров AMD из среднего ценового диапазона.
Тестирование: игровые тесты
Конфигурация тестового стенда
Список инструментов тестирования
Во всех играх использовалось максимальное качество графики в настройках (через пресеты/предустановки в играх).
- Black Myth: Wukong (Game Science/Game Science)
- без RT, без DLSS/FSR/XeSS
- без RT, с DLSS/FSR/XeSS
- Cyberpunk 2077 (Софтклаб/CD Projekt RED), патч 2.21 (январь 2025 г.)
- без RT, без DLSS/FSR/XeSS
- с RT, без DLSS/FSR/XeSS
- с RT, с DLSS/FSR/XeSS
- Senua’s Saga: Hellblade II (Ninja Theory/Xbox Games)
- без RT, без DLSS/FSR/XeSS
- без RT, с DLSS/FSR/XeSS
- Assassin’s Creed Shadows (Ubisoft/Ubisoft)
- без RT, без DLSS/FSR/XeSS
- с RT, без DLSS/FSR/XeSS
- с RT, с DLSS/FSR/XeSS
- Alan Wake 2 (Remedy/Epic Games)
- без RT, без DLSS/FSR/XeSS
- с RT, без DLSS/FSR/XeSS
- с RT, с DLSS/FSR/XeSS
- Ratchet and Clank: Rift Apart (Insomniac Games/Sony/Софтклаб)
- без RT, без DLSS/FSR/XeSS
- с RT, без DLSS/FSR/XeSS
- с RT, с DLSS/FSR/XeSS
- Ghost of Tsushima Director’s Cut (Sucker Punch Productions/Sony Interactive)
- без RT, без DLSS/FSR/XeSS
- без RT, с DLSS/FSR/XeSS
- Hogwarts Legacy (Avalance Software/Warner Bros)
- без RT, без DLSS/FSR/XeSS
- Doom: The Dark Ages (id Software/Bethesda Softworks) (трассировка лучей не отключается)
- с RT, без DLSS/FSR/XeSS
- с RT, с DLSS/FSR/XeSS
- Avatar: Frontiers of Pandora (Ubisoft)
- без RT, без DLSS/FSR/XeSS
- с RT, без DLSS/FSR/XeSS
- с RT, с DLSS/FSR/XeSS
- Atomic Heart (Mundfish/VK)
- без RT, без DLSS/FSR/XeSS
- без RT, с DLSS/FSR/XeSS
- Indiana Jones and the Great Circle (Machine Games/Bethesda) (трассировка лучей не отключается)
- с RT, без DLSS/FSR/XeSS
- с RT, с DLSS/FSR/XeSS
Кратко о производительности в 3D-играх
Перед демонстрацией детальных тестов мы приводим краткие сведения о производительности семейства, к которому относится конкретный исследуемый ускоритель, а также его соперников. Всё это нами субъективно оценивается по шкале из семи градаций.
Игры без использования трассировки лучей (классическая растеризация):
В классических играх Radeon RX 9060 XT (16 ГБ) демонстрирует производительность примерно на уровне RTX 5060 Ti (16 ГБ), обходя подчас вариант RTX 5060 Ti с 8 ГБ. При этом RX 9060 XT (16 ГБ) значительно обходит не только предшественника RX 7600 XT, но и более производительного RX 7700 XT.
То есть можно играть на самых высоких настройках графики в разрешении 1080p (Full HD), во многих играх также можно получать хороший комфорт и в разрешении 1440p (2.5K), а вот в 2160p (4K) во многих играх играбельность будет недостаточной. Но еще раз отметим, что речь идет о классических играх без применения трассировки лучей.
Игры с использованием трассировки лучей и DLSS/FSR/XeSS:
В играх с активным использованием трассировки лучей и разными видами динамического масштабирования (FSR/XeSS) Radeon RX 9060 XT находится уже примерно на GeForce RTX 5060, обходя RTX 4060 Ti (кроме разрешения 4K, где играбельность может быть неприемлемая), ну и Radeon RX 9060 XT в таких играх уже обходит более дорогой RX 7800 XT. Напомним, что из десяти тестовых игр пять уже поддерживают DLSS 4 с MFG, а три поддерживают FSR4. В них показатели GeForce RTX 5060 Ti (8 ГБ и 16 ГБ), а также Radeon RX 9060 XT заметно выше, что и повлияло на общий итог. Считать ли такую производительность «честной», мы оставляем решать нашим читателям. На наш взгляд, технологии уже заслуживают пристального внимания и использования.
Таким образом, в играх с RT и апскейлерами Radeon RX 9060 XT (16 ГБ) по-прежнему является отличным выбором для разрешения 1080p (Full HD), он же выдает приемлемую производительность в ряде игр и в 1440p (2.5K). Для разрешения 4K данный ускоритель уже мало приемлем.
Результаты тестирования в 3D-играх
Стандартные результаты тестов без использования аппаратной трассировки лучей в разрешениях 1920×1080, 2560×1440 и 3840×2160
Результаты тестов со включенной аппаратной трассировкой лучей и/или DLSS/FSR/XeSS в разрешениях 1920×1080, 2560×1440 и 3840×2160
Рейтинг iXBT.com
Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и представлен в двух вариантах:
- Вариант рейтинга iXBT.com без включения RT
Рейтинг составлен по всем тестам без использования технологий трассировки лучей. Этот рейтинг нормирован по наиболее слабому ускорителю из группы карт — Arc A310 (то есть сочетание скорости и функций Arc A310 приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 30 регулярно исследуемым нами акселераторам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят Radeon RX 9060 XT и его конкуренты.
Рейтинг приведен для всех трех разрешений.
№ | Модель ускорителя | Рейтинг iXBT.com | Рейтинг полезности | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
15 | Sapphire Pure RX 9060 XT, 2700—3182 МГц/20 ГТ/с | 1341 | 312 | 43 000 |
16 | RX 9060 XT 16 ГБ, 2530—3130 МГц/20 ГТ/с | 1303 | 310 | 42 000 |
17 | RTX 5060 Ti 16 ГБ, 2572—2790 МГц/28 ГТ/с | 1281 | 267 | 48 000 |
18 | RX 7700 XT 12 ГБ, 2544—2700 МГц/18 ГТ/с | 1244 | 230 | 54 000 |
19 | RTX 5060 Ti 8 ГБ, 2572—2790 МГц/28 ГТ/с | 1213 | 311 | 39 000 |
20 | RTX 5060 8 ГБ, 2497—2767 МГц/28 ГТ/с | 1059 | 321 | 33 000 |
21 | RTX 4060 Ti 8 ГБ, 2535—2790 МГц/18 ГТ/с | 1057 | 271 | 39 000 |
22 | Arc B580 12 ГБ, 2640—2850 МГц/19 ГТ/с | 1054 | 329 | 32 000 |
24 | RX 7600 XT 16 ГБ, 2755—2790 МГц/18 ГТ/с | 890 | 234 | 38 000 |
Мы видим, что RX 9060 XT (16 ГБ) в целом выдает производительность лишь чуть-чуть выше, чем у конкурента RTX 5060 Ti (16 ГБ), имея при этом уже сейчас стоимость несколько ниже. Новинка AMD затмевает собой предыдущее поколение от RX 7700 XT и ниже. Карта Sapphire за счет фабрично повышенных частот работы GPU незначительно опережает референс-аналог. Помним, что здесь мы рассматриваем работу ускорителей в играх, использующих растеризацию (без трассировки лучей).
- Вариант рейтинга iXBT.com с включением RT/DLSS/FSR/XeSS
Рейтинг составлен по 10 тестам, в которых используется технология трассировки лучей и одновременно технология Nvidia DLSS, AMD FSR или Intel XeSS. Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю в данной группе — Arc A310 (то есть сочетание скорости и функций Arc A310 приняты за 100%).
Рейтинг приведен для всех трех разрешений.
№ | Модель ускорителя | Рейтинг iXBT.com | Рейтинг полезности | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
10 | RTX 5060 Ti 16 ГБ, 2572—2790 МГц/28 ГТ/с | 3367 | 701 | 48 000 |
15 | Sapphire Pure RX 9060 XT, 2700—3182 МГц/20 ГТ/с | 2396 | 557 | 43 000 |
16 | RTX 5060 Ti 8 ГБ, 2572—2790 МГц/28 ГТ/с | 2378 | 610 | 39 000 |
17 | RX 9060 XT 16 ГБ, 2530—3130 МГц/20 ГТ/с | 2328 | 554 | 42 000 |
19 | RTX 5060 8 ГБ, 2497—2767 МГц/28 ГТ/с | 2041 | 618 | 33 000 |
20 | RTX 4060 Ti 8 ГБ, 2535—2790 МГц/18 ГТ/с | 1982 | 508 | 39 000 |
21 | RX 7700 XT 12 ГБ, 2544—2700 МГц/18 ГТ/с | 1723 | 319 | 54 000 |
22 | Arc B580 12 ГБ, 2640—2850 МГц/19 ГТ/с | 1616 | 505 | 32 000 |
25 | RX 7600 XT 16 ГБ, 2755—2790 МГц/18 ГТ/с | 1207 | 318 | 38 000 |
В данном случае ситуация уже несколько иная: вариант RTX 5060 Ti с 16 ГБ резко вышел вперед (понятно, что за счет поддержки и эффективного использования MFG в рамках DLSS4), и RX 9060 XT (16 ГБ) смог продемонстрировать в среднем производительность на уровне уже RTX 5060 Ti с 8 ГБ (который чуть дешевле). Остальные выводы аналогичным предыдущим.
Рейтинг полезности
Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатель предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей. Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены на июль 2025 года.
- Вариант рейтинга полезности без включения RT
Рейтинг приведен для всех трех разрешений.
№ | Модель ускорителя | Рейтинг полезности | Рейтинг iXBT.com | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
02 | Arc B580 12 ГБ, 2640—2850 МГц/19 ГТ/с | 329 | 1054 | 32 000 |
06 | RTX 5060 8 ГБ, 2497—2767 МГц/28 ГТ/с | 321 | 1059 | 33 000 |
08 | Sapphire Pure RX 9060 XT, 2700—3182 МГц/20 ГТ/с | 312 | 1341 | 43 000 |
09 | RTX 5060 Ti 8 ГБ, 2572—2790 МГц/28 ГТ/с | 311 | 1213 | 39 000 |
10 | RX 9060 XT 16 ГБ, 2530—3130 МГц/20 ГТ/с | 310 | 1303 | 42 000 |
13 | RTX 4060 Ti 8 ГБ, 2535—2790 МГц/18 ГТ/с | 271 | 1057 | 39 000 |
16 | RTX 5060 Ti 16 ГБ, 2572—2790 МГц/28 ГТ/с | 267 | 1281 | 48 000 |
20 | RX 7600 XT 16 ГБ, 2755—2790 МГц/18 ГТ/с | 234 | 890 | 38 000 |
21 | RX 7700 XT 12 ГБ, 2544—2700 МГц/18 ГТ/с | 230 | 1244 | 54 000 |
В классических играх (если вынести Arc B580 и RTX 5060 за скобки, как сильно более дешевые продукты) RTX 5060 Ti (8 ГБ) и RX 9060 XT (16 ГБ) по полезности находятся на одном уровне, сильно обходя как конкурентов прошлых поколений, так и RTX 5060 Ti (16 ГБ).
- Вариант рейтинга полезности с включением RT/DLSS/FSR/XeSS
Рейтинг приведен для всех трех разрешений.
№ | Модель ускорителя | Рейтинг полезности | Рейтинг iXBT.com | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
02 | RTX 5060 Ti 16 ГБ, 2572—2790 МГц/28 ГТ/с | 701 | 3367 | 48 000 |
04 | RTX 5060 8 ГБ, 2497—2767 МГц/28 ГТ/с | 618 | 2041 | 33 000 |
05 | RTX 5060 Ti 8 ГБ, 2572—2790 МГц/28 ГТ/с | 610 | 2378 | 39 000 |
08 | Sapphire Pure RX 9060 XT, 2700—3182 МГц/20 ГТ/с | 557 | 2396 | 43 000 |
09 | RX 9060 XT 16 ГБ, 2530—3130 МГц/20 ГТ/с | 554 | 2328 | 42 000 |
12 | RTX 4060 Ti 8 ГБ, 2535—2790 МГц/18 ГТ/с | 508 | 1982 | 39 000 |
14 | Arc B580 12 ГБ, 2640—2850 МГц/19 ГТ/с | 505 | 1616 | 32 000 |
21 | RX 7700 XT 12 ГБ, 2544—2700 МГц/18 ГТ/с | 319 | 1723 | 54 000 |
22 | RX 7600 XT 16 ГБ, 2755—2790 МГц/18 ГТ/с | 318 | 1207 | 38 000 |
Мы уже не раз говорили, что пока технология AMD FSR4 не станет столько же массово внедрена в игры, как DLSS4, конкуренты из стана Nvidia будут более интересны, так как поддержкой DLSS (с MFG) обладают уже сотни игр (а приложение Nvidia позволяет включить MFG в играх, где уже имеется поддержка DLSS3). Перспективы FSR4 здесь менее радужны, так как во-первых, использовать эту технологию на сегодня могут лишь карты на базе Radeon RX 9000, во-вторых, требуется обязательная поддержка со стороны разработчиков игр. Способ повышения рейтинга полезности у Radeon RX 9000 один: снижение цен относительно конкурирующих продуктов Nvidia.
Все данные по производительности, а также рейтинги iXBT.com и полезности имеются в таблице Excel, которую можно скачать здесь (zip-архив). Желающие могут самостоятельно подсчитать рейтинги, подставив цены, актуальные для конкретного региона.
Выводы и сравнение энергоэффективности
Ускоритель AMD Radeon RX 9060 XT (16 ГБ) позиционируется компанией AMD как продукт уровня ниже среднего, поэтому и рекомендованные розничные цены выставлены на уровне 350 долларов (для варианта с 16 ГБ памяти). Напомним, что ранее среднеуровневые продукты из серии Radeon получали названия типа Radeon RX 5600 XT и Radeon RX 7600 XT, и в данном случае, по логике, должен был выйти продукт под названием Radeon RX 9600 XT. Но в AMD посчитали, что им удобнее использовать систему названий, близкую к той, которой пользуется Nvidia (GeForce RTX 4070, GeForce RTX 5070 и т. д.), так что мы получили Radeon RX 9060 XT.
Изначально все карты поколения 2025 года (на базе Nvidia GeForce и AMD Radeon) продавались значительно дороже рекомендованных розничных цен, даже с поправкой на налоги. Однако в случае с Radeon RX 9060 XT мы можем с удовлетворением констатировать, что текущие цены лишь немного выше рублевого уровня, соответствующего MSRP.
Для рейтинга полезности мы взяли цену в 42 тысячи рублей: по такой минимальной цене на момент подготовки обзора можно было найти Radeon RX 9060 XT, в том числе производства Sapphire, на маркетплейсах. Наши исследования показали, что даже такой уровень цен для Radeon RX 9060 XT всё же высоковат: надо снизить их еще на 5%-10%.
Еще на примерах видеокарт на базе новых GPU Nvidia мы убедились, что в современных реалиях программная часть работы ускорителей становится всё более весомой, всё активнее использует имеющиеся наработки в области ИИ (нейронных сетей), а аппаратная часть GPU должна иметь нужные для быстрых вычислений блоки. Именно с этой целью AMD представила свою технологию FSR 4, которая в какой-то степени может являться аналогом Nvidia DLSS 4 (Multiframe Generation).
Она уже поддерживается во многих играх с FSR 3.1 при помощи переопределения в драйвере. Качество изображения при использовании новой версии масштабирования было значительно улучшено, стабильность изображения не доходит до уровня DLSS 4 с применением модели трансформера, но многие детали в кадре превосходят возможности предыдущей версии DLSS 3, что можно считать несомненным успехом. А вот по генерации кадров нет никаких улучшений: сохранилось удвоение частоты кадров при том же качестве, тогда как в Blackwell появилась уже многокадровая генерация. И хотя Nvidia до сих пор имеет некоторое преимущество и по качеству масштабирования и по генерации кадров, это преимущество с RDNA 4 значительно уменьшилось.
Radeon RX 9060 XT является среднеуровневой картой (во всяком случае, точно не бюджетной), это часть стратегии AMD по захвату самого массового рынка. Пока получается не очень хорошо, однако надо учитывать и сроки появления новых карт на рынке, а у AMD они вышли сильно позже, чем у Nvidia.
Если посмотреть на энергоэффективность, то в классических играх Radeon RX 9060 XT оказался на четвертом месте. Однако в играх с RT/DLSS/FSR/XeSS из-за более высокой производительности у конкурентов Radeon RX 9060 XT спустился на 10-е место.
В целом архитектура RDNA 4 хорошо показала себя в нескольких важных областях, в которых решения AMD ранее сильно отставали от соперничающих с ними видеокарт Nvidia. Была значительно улучшена производительность трассировки лучей, хотя в сложных случаях с трассировкой пути отставание по эффективности RT-ядер у решений AMD всё еще остается. Новые GPU получили аппаратные ИИ-ускорители, которые также несколько отстают по скорости и возможностям от аналогичных блоков в GeForce, но всё же обеспечивают существенные улучшения в различных ИИ-нагрузках, включая поддержку новой версии технологии масштабирования FSR 4. А в будущем новинки компании поддержат и нейронный рендеринг, когда он получит поддержку со стороны графических API.
Конкретная протестированная карта Sapphire Pure Radeon RX 9060 XT (16 ГБ) имеет адекватные для решений такого уровня размеры 24×13 см, но занимает 3 слота в системном блоке. Использованная СО очень тихая. Карта может потреблять до 170 Вт (официальный лимит AMD — 175 Вт) и имеет один 8-контактный разъем питания. У нее 3 видеовыхода: 2 HDMI 2.1b и 1 DisplayPort 2.1b — последний обеспечивает пропускную способность до 80 Гбит/с в режиме передачи UHBR 20 и позволяет подключить 8K-дисплей с частотой обновления 60 Гц по одному кабелю.
Карта имеет стильный и симпатичный дизайн с минимальной подсветкой.
Еще раз отметим, что в классических играх производительность Radeon RX 9060 XT позволяет получить высокий уровень комфорта в играх на максимальных настройках качества в разрешении 1080p (Full HD), во многих играх можно хорошо поиграть и в разрешении 1440p (2.5K). Использование трассировки лучей надо обязательно сочетать с технологиями динамического масштабирования, и в таком случае можно получить высокую играбельность в 1080p, а в ряде случаев и в 1440p.
В номинации «Оригинальный дизайн» карта Sapphire Pure Radeon RX 9060 XT (16 ГБ) получила награду:
