Обзор винчестера Seagate Exos X18 емкостью 18 ТБ: все еще без использования новых технологий записи

100

Методика тестирования накопителей образца 2018 года

Вот и еще один год прошел, а практического внедрения технологии термомагнитной записи (HAMR) в массовые модели жестких дисков мы так и не увидели. Вообще же Seagate над ней работает с конца 90-х, первые прогнозы обещали массовое применение в 2010-2013 годах, но воз и ныне там. Как и с придуманной позднее микроволновой магнитной записи (MAMR) — на фоне пробуксовки HAMR предполагалось, что ее старт будет более быстрым, так что первые продукты обещаны были на 2019 год. Но не появились. Будем надеяться, что вторая попытка окажется успешной — Toshiba свои 20 ТБ на базе MAMR обещает официально анонсировать в первом квартале наступившего года и, не слишком задерживаясь, начать их коммерческие поставки. В принципе, Seagate в 2020 год условно уложился — о начале поставок 20 ТБ, но на HAMR было объявлено в начале декабря. Но понятно, что это сродни открытию новых линий и станций московского метрополитена 30-31 декабря — когда все ограничивается торжественным разрезанием ленточки, а пассажиров пускают несколькими месяцами позже в следующем году.

Впрочем, главное — чтоб вообще пустили. Какая из технологий окажется более удачной — покажет время. Но если вообще будет из чего выбирать — уже отлично. А если опять получится фальстарт, да еще и двойной — плохо. Проблема в том, что последним интенсивным нововведением являлась технология перпендикулярной магнитной записи в конце прошлого десятилетия — благодаря которой за прошедшее время удалось повысить емкость магнитных пластин примерно на порядок. Заполнение корпуса гелием вместо воздуха и переход к «тонким» пластинам позволило увеличить их количество раза так в полтора-два — тоже немало. Еще немножко «выжали» при помощи TDMR: в первом приближении — когда головка читает сразу несколько дорожек, а потом «рассортировывает» данные при помощи интеллектуального контроллера. Процентов 20 дополнительно можно получить при использовании «черепичной записи» (SMR) — однако эта технология плохо влияет на скоростные характеристики, так что подходит далеко не для всех сегментов. Но и все — все запасы модернизации существующих технологий выбраны без остатка. Причем каждый шаг дается дороже предыдущего, так что весь набор технологий можно применять исключительно в топовых дорогостоящих моделях. За исключением, разве что, SMR — условно бесплатной. Но за нее приходится «платить» скоростными показателями. Тупик.

HAMR и MAMR как раз обещают выход из этого тупика. Первое время, конечно, они будут достаточно дорогими в использовании — однако позволят увеличить плотность записи. В перспективе — возможно, что и еще на порядок, т. е. через несколько лет (если все пойдет хорошо) реальностью станут жесткие диски на 100, а то и 200 ТБ. В условиях постоянно растущих объемов информации — это необходимо. Особенно если учесть, что флэш-память пока еще дороже, несмотря на все усилия производителей последней. Но цены NAND последние десять лет снижаются все-таки быстрее, чем удается жестким дискам — поэтому изначальная 30-кратная разница сократилась уже до раз так четырех. Стало быть, если тренд не переломить, еще через несколько лет твердотельные и «механические» накопители сойдутся в одной точке — и вот тут уже вторым придется несладко, поскольку стоимость хранения информации — последнее, что у них осталось. При этом снижать абсолютные цены неограниченно невозможно — винчестер обязан стоить не менее 50 долларов, чтобы его вообще имело смысл «собирать» на заводе. А чтобы хватало на новые разработки — цены должны быть еще выше. В итоге, по сути, развивается лишь nearline-сегмент максимальной емкости — спрос есть, цены составляют несколько сотен долларов (т. е. такие жесткие диски «обходятся дешево» лишь сравнительно с аналогичными по емкости SSD), есть и пространство для маневра. Однако само по себе это направление слишком уж далеко ушло от нужд обычных «персональных» пользователей, которым как раз выгоднее не связываться с новыми моделями, а ограничиваться простыми «воздушными» винчестерами на 4-10 ТБ. При необходимости — увеличивая количество таковых, благо обычно резервы есть. «Внутри» десктопов — навалом, да и цены NAS на четыре отсека давно уже на фоне аналогичных двухдисковых моделей не шокируют. А бо́льшие количества накопителей полезны и сами по себе. Емкость же каждого приходится увеличивать там, где количественные резервы уже выбраны, а нужной емкости какой-нибудь дисковой полки набрать все еще не удалось. И тут уже не до жиру — приходится покупать, что есть.

А «есть» с каждым годом немного больше — +2 ТБ. Четыре года назад массово доступны были лишь гелиевые «десятки» — и появление в конце 2017 года подобных моделей, но на 12 ТБ было серьезным «двадцатипроцентным» шагом вперед. Сейчас же на вершине смена 16 ТБ на 18 ТБ — и это в относительном исчислении уже в полтора раза более короткий шажок. Потому-то все и ждут HAMR, MAMR или хоть чего-то, что позволит каждый год хотя бы те самые +20% получать. И не настолько героическими усилиями, как нынешние +2 ТБ.

Seagate Exos X18 ST18000NM000J 18 ТБ

Но хорошо хоть, что они получаются — в частности, наш сегодняшний герой имеет емкость 18 ТБ, хотя еще год назад достижение таковой на базе «классических» технологий казалось невозможным. А вот и получилось — в Seagate довели емкость пластины уже до 2 ТБ, а пакет из девяти «блинов» освоили на предыдущем шаге, откуда и взялась такая емкость. В старшем Exos X18 — на самом деле в линейке две базовых модели (и куча производных — различающихся интерфейсом и прочим): девятидисковая на 18 ТБ и восьмидисковая на 16 ТБ. Вторая призвана заменить прошлогодний топовый Exos X16 — экономия целой одной пластины того стоит. Лет 10 назад «перетряхнули» бы всю линейку — сейчас же получается, что, например, 14 ТБ можно продолжать делать на старых более дешевых пластинах (внедрение новых не окупится), а «воздушные» 12 ТБ разрабатывать и вовсе не интересно. Хотя это стало возможно и кому-то, да пригодилось бы — но дешевле остаться на восьми старых пластинах еще безо всякого TDMR, чем «экономить» на гелии и их количестве, но с внедрением новых технологий.

Seagate Exos X18 ST18000NM000J Seagate Exos X16 ST16000NM001G Toshiba MG08ACA16TE
Форм-фактор 3,5″ 3,5″ 3,5″
Емкость, ТБ 18 16 16
Скорость вращения шпинделя, об/мин 7200 7200 7200
Объем буфера, МБ 256 256 512
Количество головок 18 18 18
Количество дисков 9 9 9
Интерфейс SATA600 SATA600 SATA600
Энергопотребление (+5 В), А 1,0 0,9 0,9
Энергопотребление (+12 В), А 0,72 0,72 0,75
Газовая среда гелий гелий гелий

В общем, такие вот точечные локальные оптимизации. На деле же топовые модели последних лет очень похожи — в таблице собрана тройка устройств одинакового назначения, которые мы в основном и будем сравнивать друг с другом. Но по физическим параметрам — сравнивать почти и нечего. С другой стороны, когда увеличение емкости достигалось «впихиванием» дополнительного блина — скоростные характеристики тоже оставались на месте. А вот увеличение плотности записи должно их немного, да улучшить. Не то чтоб это сейчас имело принципиальное значение (скорости давно уже ищут в других сегментах), но Алиса считает, что книжка без картинок, или хотя бы без разговоров — книжка неинтересная. Вот «картинки» нам тесты и обеспечат, а «разговоры» традиционно будут происходить в комментариях :)

Тестирование

Методика тестирования

Методика подробно описана в отдельной статье. Там можно познакомиться с используемым аппаратным и программным обеспечением.

Производительность в приложениях

В принципе, как уже тоже не раз было сказано, для моделей высокой емкости такие сценарии являются чистой синтетикой — бюджетные компьютеры с винчестером «для всего» все еще существуют, но этот сегмент потребляет исключительно бюджетные же «маломерки» на 1-2 ТБ, а модели высокой емкости если в ПК сейчас и встречаются, то в комплекте с SSD (а то и не одним). Но, с другой стороны, редкий пример комплексных нагрузок — причем чуждых для всей тройки, так что предполагать наличие какой-то оптимизации под эти программы сложно.

С другой стороны, и интересного ничего — никаких чудес, никаких разочарований. Х18 заметно быстрее Х16 не стал. Заметно медленнее — тоже. Примерно одного и того же уровня, сохраняющегося у винчестеров Seagate (в т. ч. и данной серии) уже давно. Toshiba MG08 помедленнее, но этот результат уже, как сказано, существенного практического значения не имеет — только академическое.

Последовательные операции

Как и следовало ожидать, небольшое увеличение плотности записи привело к столь же небольшому увеличению скорости последовательных операций. Приятный, но побочный эффект — борьба-то шла за емкость в первую очередь. Но особенности устройства этого типа накопителей таковы, что вместе с ней улучшаются и другие потребительские характеристики.

Упреждающее чтение традиционно работает — причем и скорость его удалось увеличить тоже. Но не сильно. На примере Toshiba MG08 хорошо видно — зачем в «многотерабайтных» винчестерах увеличивать емкость кэш-памяти. Но сделали это только Toshiba и Western Digital — Seagate и на новой отметке сохранил все те же привычные 256 МБ. С другой стороны... Так дешевле, а принципиально скорость изменить все равно не получится — хоть гигабайт DRAM туда ставь.

С записью, естественно, «фокус» не проходит. Но ее скорость тоже увеличилась. Причем в многопоточном режиме — сильнее, что похоже на исправление каких-то найденных недоработок прошивок.

Время доступа

По чтению двое из ларца одинаковы с лица: тут практически все зависит от чистой «механики», а она у всей тройки примерно одинаковая. А вот по записи новинка немного «отзывчивее» — что в первую очередь нужно списать на кэширование и т. п., поскольку тут-то оптимизации возможны.

Впрочем, при длине очереди более единицы они и при чтении возможны. И у Seagate присутствуют практически во всех линейках, а не только Exos. Что делает производительность на такого рода операциях высокой — но по меркам класса, разумеется.

В очередной раз повод посетовать, что Seagate емкость кэш-памяти не увеличивает — вкупе с принятыми в Exos оптимизациями записи с произвольным доступом это дало бы хороший эффект. С другой стороны, производительность Х18 даже несмотря на это оказалась более высокой, чем у Х16. Повод для радости у тех, кому приходится до сих пор держать на массивах жестких дисков базы данных и т. п.

Работа с большими файлами

Тест на Exos X18 мы проводили не только на пустом диске, но и на последних 100 ГБ — где производительность ниже. Однако оказалась она там ровно такой, какая и ожидалась, так что ограничимся для экономии места одним случаем.

Примечательно, что при формально одинаковых пластинах Exos X16 немного отставал от Toshiba MG08 — и лишь улучшение показателей позволило ему выйти на тот же уровень производительности при таких нагрузках. Однако разница была и есть невелика. «Выжиманием соков» из классических технологий такой эффект получить можно, а вот что-то существенно изменить — нет. Для этого нужны действительно новые технологии.

С записью ровно то же самое. Предсказуемо — для CMR такие сценарии симметричны, так что никаких нюансов не бывает. Вот как будут вести себя HAMR или MAMR — нужно будет посмотреть.

С самыми тяжелыми для жестких дисков сценариями продукты Seagate и ранее справлялись неплохо (лучше некоторых конкурирующих разработок во всяком случае) — а теперь скорость удалось еще немного повысить. Но тоже немного — что принципиально положение дел не меняет.

Рейтинги

Стало чуть-чуть быстрее. Как уже было сказано выше, это эффект побочный. Но все равно полезный. Но ни на что принципиально не влияющий — для этого производительность должна была бы принципиально измениться, а это при сохранении той же конструкции невозможно.

Обобщенный рейтинг при всей своей на текущий момент абстракции интересен тем, что позволяет быстро сравнить все протестированные по текущей методике винчестеры. И очень хорошо видна группа гелиевых моделей Seagate емкостью 10+ ТБ со скоростью вращения 7200 об/мин (другой конкретно в ней и не бывает). А также то, насколько идеально в нее вписывается новый Exos X18.

Итого

Изучая в прошлом году винчестеры на 16 ТБ, мы думали, что это последний «скучный» шаг, а новые вершины будут брать уже новые технологии. Увы, приход новых технологий состоится никак не раньше 2021 года. С другой стороны, 2020-й принес нам некоторое повышение емкости топовых моделей, хотя и столь же скромное, как предыдущие годы. На переднем крае технологии продолжают «шлифоваться», однако в более доступные модели винчестеров они проникают с трудом: дешевле продолжать использовать старые, чем вносить какие-то изменения. Впрочем, появление «нового» варианта на 16 ТБ с восемью пластинами вместо девяти — это серьезное упрощение, ради которого стоит побороться. Или может получиться так, как в прошлом году у Toshiba: оказалось выгодно осовременить новыми пластинами и головами от MG08 совсем уж «лохматые» MG04 и MG05.

Но в целом, повторимся, производителям экономически более выгодно продолжать производить модели низкой емкости на старой элементной базе. Разве что можно перевести часть таковых на SMR — вот это гарантированно окупается (правда, потом случаются скандальчики, интрижки, расследованьица — но возмущает, если это делается втихую, а не сам факт). Большинству же покупателей (и речь не только о частных пользователях) экономически более выгодно покупать как раз «старые» модели, не оплачивая технологический прогресс. Конечно, если надо кровь из носу впихнуть в 12 отсеков 200 ТБ «сырой» емкости, то винчестеры (да и SSD) менее чем на 16 ТБ каждый не подойдут. Но если есть возможность поставить еще одну полку, то даже с учетом ее цены и стоимости места диски на 8-10 ТБ могут оказаться более дешевым решением.

Вот и выходит, что последние годы прогресс в «винчестеростроении» идет — но идет перпендикулярно чаяниям основной массы потребителей. Да и не слишком быстро: как уже было не раз сказано, в основном все сводится к «+2 ТБ» каждый год с небольшим увеличением скорости работы на некоторых шагах. Понятно, что ничего хорошего рынку такая тенденция в перспективе не сулит. И именно поэтому столько сил и средств вкладывается в действительно новые технологии записи, которые хотя бы теоретически способны «перетряхнуть» весь рынок, а не только его «верхушку». Остается надеяться, что в наступившем году мы эти технологии наконец-то хоть в каком-то виде «пощупаем». Пока же просто констатируем очередную победу человеческого разума над техническими ограничениями.

Андрей Кожемяко
139 комментариев
Комментировать
«сегодняшний герой имеет емкость 18 ТБ» — не имеет =)
2
Ответить
Апупеть у него количество отказов. Нафик этот сиагейт.
2
Ответить
Jo
Скажите пожалуйста по простому, срок службы при использовании в домашних ПК (хороший БП, в отапливаемом помещении, немного пыльном тесном корпусе, торренты-шморенты и прочий напряжный режим, работают примерно полдня в день т.е. 12х7 ) 10+Тб гелиевых винчестеров сколько ?
Вот про цветные народные WD (Green/Blue) — могу сказать на опыте с ~30 дисками — 8 лет (один умер через три года, а один с 2008 пашет до сих пор).
2
Ответить
Мое, возможно, спорное мнение: дома не нужны 10+ТБ.
Но у меня fast.com (который Нетфликс крышует?) показывает честный гигабайт в секунду в обе стороны.
То есть дома практически ничего не храню, все «по требованию».
Я уверен что это отнюдь не повсеместно. Но несомненно это вектор, направление развития и все там будем через несколько лет.
2
Ответить
Уважаемый товарищ, давайте мы как потребители, сами решим с тем, что дома нужно, а что нет.
2
Ответить
Вы недооцениваете торренты. Вы серьезно их недооцениваете. Есть масса всякого разного, чего «по требованию» особо не найдешь. Масса старых фильмов, аниме, которое никогда в России не лицензировалось, музыка малоизвестных групп… Вкусы у всех разные. Пиратство — это, конечно, нехорошо, но что делать, если легально купить НЕВОЗМОЖНО? Кто там говорил, что пират — это не обслуженный вовремя клиент? Основатель Valve? Во-во, оно самое.
А кто-то, может, накопил коллекцию CD/DVD размером с пару шкафов и хочет всё это перевести в рипы в качестве бэкапа.
Плюс некоторым просто психологически некомфортно «по требованию». А ну как с интернетом что случится? Или захочется взять фильмов-музыки в поездку туда, где еще лет сто интернета не будет? Или онлайн-сервис закроется по какой-то причине и всем покупкам кирдык? Понятно, что для многих это всё не проблемы или они не задумываются, но кто привык всё свое держать при себе — привычку так просто не победить.
2
Ответить
Вон чего только стоит скандал с советскими мультиками, от которых по требованию Газпром-Медиа зачистили весь ютуб, хотя по факту он на эти мультики не имеет никаких прав.
2
Ответить
Кстати еще момент — вот заходишь на торрент, в поисках того самого старого/редкого, а там в раздаче 2-3 человека. Которые, «завтра» уже могут пропасть. И тут уже задумываешься — может всё это дело лучше у себя на винте хранить…
2
Ответить
И раздавать :)
2
Ответить
Это про нас с вами: «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа.»
:))
2
Ответить
Мы (и Giperion тоже, а я уже) сейчас договоримся до глубочайших минусов и последующего пожизненного бана в гугле и ютубе
2
Ответить
Что плохого в желании коллекционировать, собирать? Это в природе человека.
2
Ответить
Это есть в природе человека, потому что накапливать ресурсы важно для выживания.
2
Ответить
Если бы все чувства человека были рациональны, то в мире давно царила бы утопия.
2
Ответить
Blu-ray нельзя стереть, его можно только выбросить, потеряв деньги, заплаченные за него. Фильм с торрента на жёстком диске стереть можно, потери будут крайне незначительны.
2
Ответить
А зачем хранить «обесценившуюся» вещь? Сотни блюреев занимают недешёвое физическое место.
2
Ответить
Если выкинуть от них коробки, то они и вовсе превращаются в неюзабельную массу, перебирать десятки дисков на шпинделях — это никому не нужно. Это уж точно плюшкинизм в чистом виде.
2
Ответить

Ответ 102359328494295988923@google на комментарий
Я должен кого-то спрашивать, кому нужна моя коллекция?


Коллекция обесценившихся вещей называется свалкой :P.

Ответ 102359328494295988923@google на комментарий
Для дисков давно есть специальные книги, типа фотоальбома


Да, видел такие когда-то. В такой коллекции тоже нет смысла, ведь дискам позволяют царапаться.
2
Ответить
не бесплатно но не дороже HDD, но облако ведь не панацея я предпочитаю те же фото облако (one drive есть 1TB) + HDD на компе + NAS Syno
2
Ответить
Вам тоже сюда:
//www.ixbt.com/data/seagate-exos-x18-18tb-review.html#comment1378511
2
Ответить

Ответ 117501222484986678717@google на комментарий
Есть фотобанки. Немного жестоко, но, дружище, твой RAW никому кроме тебя не нужен. И тебе он не нужен, просто ты не готов расстаться с чемоданом без ручки.


Расскажи мне, пожалуйста. Для чего мне свои фото/видео, родственников, знакомых выкладывать в «фотобанк»?
2
Ответить
Дружок, ты не понял. RAW мои, на них я, мои родственники, друзья, знакомые, коллеги.
Твои убогие умозаключения почему я чего-либо храню не выдерживают никакой критики.
2
Ответить
«и все там будем через несколько лет.» — нет, не все. Эту мантру, любители онлайна, поют уже лет 5. А толку-то. Есть много чего, что на сервер дяди Сэма не положишь. Да и дорого это, если про гигабайты говорить.
2
Ответить
Ответ неверный.
2
Ответить
написанно все верно, хранить мусор террабайтами глупо.
2
Ответить
Не мусор.
2
Ответить

Ответ sergen на комментарий
То есть дома практически ничего не храню, все «по требованию»


Торренты тоже «по требованию». Сидеть на раздаче долго — удел энтузиастов.

Ответ sergen на комментарий
несомненно это вектор, направление развития и все там будем через несколько лет


Будем в мире, где посмотреть кино дома стоит $30 плюс подписка (Мулан)? Не будем. Eat the rich.
2
Ответить
10 из 10 гринов 2006 ГВ до сих пор стоят и живут в NAS, как ни парадоксально, даже парочка SSHD 4ТБ от сигейта живы…
2
Ответить
У меня тоже винты тех годов до сих пор живы а нынешние, несколько лет и на помойку.
2
Ответить
Я, на своем NAS проспал болезнь автопарковки «WD грин» у двух дисков, работавших 24/7 — они набрали запредельное количество парковок и засбоили. Выкинул оба. В компе, на таком же харде, успел сбросить дефолтную автопарковку утилитой и он живехонек. Перешел на WD ред.
2
Ответить
Старческий оффтоп:
На студенческой практике в ВЦ АН в лаборатории Веселова (это который Лексикон) я впервые увидел IBM PC. Винчестер был на 10 МБ. После институтской БЭСМ-6 это было откровением.
В аспирантуре (ИРЭ) мой комп был уже оснащен Seagate ST-4096, 5 дюймов, 80МБ. Это было ОЧЕНЬ много.
Недавно (сентябрь 2020?) я на работе собрал CI/CD сервер на AMD 3970X. У этого проца Л3 кэш 128 МБ.
2
Ответить
недавно узнал, что сервер низшего ценового сегмента можно поставить рам на 256 гигабайт, то есть, 32 — для работы, а весь системный раздел — в рам диск %)
2
Ответить
Как-то я тестировал скорость работы рам-диска и не впечатлило, потому что nvme ssd оказался всего в 4 раза медленнее. С распространением pcie4 разница сократится еще больше — примерно в два раза. Мне уже кажется, что нет смысла городить огород.
2
Ответить
Что-то не то. У современной RAM скорость должна быть на несколько порядков выше даже NVMe/PCIe4 должна быть. Особенно в том, что касается random access (оно ж неспроста RAM зовется), а это самое нужное.
2
Ответить
Я подтверждаю, мы тоже экспериментировали с рам-дисками и видели примерно такую же картину: быстрее, но в «низкие» разы, меньше чем на порядок. То есть, по деньгам овчинка выделки не стоила (ROI на бизнес языке).
У нас параллельное создание, запись, чтение и удаление множества мелких файлов (параллельная компиляция много-гигабайтных проектов). Я думаю, при таком использовании много вычислительных расходов приходится на саму файловую систему. `ccache` не используем, ибо аудиторы не доверяют.
2
Ответить
DM
Это просто значит, что часть времени на обсчет процом (файловая система, драйвер накопителя) и контролером накопителя записи (найти место откуда читать/куда писать) выше, чем время непосредственной физической записи на медленный носитель.
Другими словами, если половина времени на чтение/запись — это работа софта и операционки, а вторая — накопителя. То замена указанного накопителя на сферического коня в вакууме ускорит операции ввода-вывода всего в два раза.
2
Ответить
Это-то и странно. Вроде там нет особо сложных вычислительных задач. Эти структуры данных проектировались же при царе Горохе, в расчете на намного более дохлое железо. Там оптимизировано должно быть по самое не могу. Это что касается ФС. А драйверы-контроллеры в случае с рам-диском вообще по идее особо ничего не должны делать. Но я не спец, конечно… Быстродействие — штука вообще на редкость неинтуитивная, это я по прикладному софту хорошо знаю.
2
Ответить
несколько — если только двоичных.
2 канала ddr4-3200 это условно говоря 50гиг/с предел, в ~10 раз быстрее pcie.
время же доступа для блочного устройства немного пофиг — побайтно их читать интерфейсы все равно не позволяют и все упирается в копирование запрошенного блока.
отдельно все рамдиски — софтовые, и обмен с ними выполняет проц.
2
Ответить
Если сравнивать последовательную скорость, то может и в 10 раз. А random access какой у самых быстрых NVMe? Ну то есть, если, например, грузить прогу, которая подгружает кучу библиотек, БД какую-нибудь, конфигурационные файлы, и всё это одновременно?
2
Ответить

Ответ Alqualos на комментарий
Особенно в том, что касается random access (оно ж неспроста RAM зовется), а это самое нужное.


Это _далеко_ не всегда самое нужное.
2
Ответить
Я довольно много видел «полетевших» HDD (пять или шесть) за двадцать последних лет, но только два «дохлых» SSD за последние десять лет. Один безымянный Китай 128GB 2018 году, второй вполне респектабельный Micron 256GB M2 в 2020.
То есть, чисто при моем паттерне использования, SSD статистически надежнее.
2
Ответить
Проблема в том, что с дохлого HDD еще есть возможность вытащить данные. Дохлый SSD дохнет практически сразу и полностью.
Впрочем, бэкапы никто не отменял.
2
Ответить
Согласен. Бэкап наше все.
2
Ответить
Да святится имя Его.
2
Ответить
На оптику :)
2
Ответить
На ленту!
2
Ответить
Можно и так, но, к сожалению, имеющиеся на рынке решения недоступны для простых пользователей. Для меня, например. :(
2
Ответить
С SSD тоже всяко бывает. Мой первый SSD был бракованным. Не то же самое, конечно, что и дохлый, но всё же… Так вот, я проработал с ним ГОД. Никак не мог понять, почему винда периодически выполняет проверку файловой системы. Потом отказались ставиться какие-то обновления, потому что не хватало нужных файлов (которые пропали в процессе восстановления ФС). Так вот… когда до меня дошло, в чём дело, я поменял SSD, склонировал туда данные с бракованного, ручками восстановил пару файлов, нужных для обновления, после чего еще и Windows 7 до Windows 10 успешно обновил (!), и эта самая файловая система с той самой десяткой живет у меня до сих пор, хотя уже успела переехать еще раз на SSD большего объема…
2
Ответить
Gu
Конечно, статистика у всех разная...
Вот прямо сейчас у меня на рабочем столе аккуратная стопочка из 16 SSD. На каждом написано «ТРУП». Правда, все от «брендов второго эшелона» — Goodram да SP.
А вот мёртвых HDD — только один, да и то, не первый год уже лежит, для красоты.
2
Ответить
А были бы SSD первого эшелона, на столе лежал бы только одинокий трупик HDD.
2
Ответить
Не совсем так. Просто три умерших Кингстона удалось заменить по гарантии )))
2
Ответить
Я не уверен, что Кингстон это первый эшелон в бизнес применении.
У нас: Самсунг, Микрон, Интел, оемная Тошиба (их HP в рабочие станции вставляет под своим именем).
2
Ответить
Gu
Это уже дело вкуса (и бюджета), что чем считать. Но Кингстоны объективно дохнут реже.
А Самсунгов и Интелов у нас на пальцах пересчитать можно, поэтому статистики нет.
2
Ответить
Контрпример. За 5 лет шесть ssd и три харда. Ssd silicon power, foxline, wd. Hdd seagate, wd. С двух хардов успел вынуть данные
2
Ответить
«Я довольно много видел «полетевших» HDD (пять или шесть) за двадцать последних лет» — Это очень легко объяснить: SSD начали интенсивно распространятся лишь в последние 7-8 лет. Поэтому я тоже видел (тоже кстати за последние лет 20), много сдохнвуших HDD, а SSD пока ни одного, т.к. я их видел в меньшем количестве, чем HDD. Но, в то же время у меня есть HDD которым уже лет по 10-15. И все они работают. Есть еще рабочий HDD на 3,2 Гб 1998 г выпуска, на который последний раз информация записывалась в 2004 г. Проверял я его в 2018 г. Работает, инфа цела. Такие дела.
2
Ответить
О недостатках обычно скромно умалчивают не пишут на упаковке изделий)
2
Ответить
Наверное потому что у него нет упаковки и он продается лишь в антистатическом пакетике.
2
Ответить
Надежность обеспечивается RAID. Если нужна выше — бэкапами в надежном месте (в несгораемом сейфе на случай пожара, в другом городе на случай землетрясения, в другой стране на случай войны, в Антарктиде на случай 3-й мировой войны...). HDD без RAID по надежности как бы того… ну совсем не очень.
У SSD больше беда по циклам перезаписи, чем по именно хранению. Но с темпами роста их объемов новый покупать придется раньше, чем старый сдохнет… Я уже второй раз меняю за 7 лет именно для увеличения объема: 250 ГБ -> 500 ГБ -> 2 ТБ. А дохлый менял только один раз, в самом начале, причем дохлый он был сразу (брак).
2
Ответить
Забыли написать, что эти маркетинковые «18 ТБ» на самом деле для системы будут реальными 16.37 TiB, то есть тибибайт. Именно столько увидит ОС. Прогресса еще меньше чем кажется.
2
Ответить
Как бы 18 ТБ это и есть 16.37 TiB, никакого обмана нет.
2
Ответить
Как бы это как раз таки маркетинговое шулерство.
Покупая планку памяти условно на 1 GB вы берете 1024MB.
Аналогичная арифметика связанная с исчислением в цифровом виде должна применяться и ко всему остальному. И система измеряет объёмы памяти в заложенной размерности корректно. Однако когда удобно, производитель создаёт свои методы исчисления.
Ох сокрушаются торговцы, что в системе мер СИ нет Килограммов и Киллограмов с разницей в 10%, вот и приходится изгаляться с 0,9л или 800 гр.
2
Ответить
Почему автор пренебрегает буквами Ё?
«Но и все — все запасы..» — здесь же не понятно что написано.
2
Ответить
Не связывайтесь с человеком, который использует букву «ё». Это страшный человек. Если ему не лень дотянуться до «ё», он и до вас доберётся)
2
Ответить
У меня винт на 320 гб, из них половина свободна. Что я делаю не так?
2
Ответить
подозреваю, что ничего не делаешь
2
Ответить
Ol
Да ладно, для рабочего компа, не захламленного видео/музыкой/фотками/игрушками, вполне нормальная ситуация. Ну, конечно, если по работе тебе не надо работать с объемным контентом (обработкой фотографий или видео, например).
У меня на рабочем компе, со всем необходимым софтом и исходниками ситуация аналогичная — полупустой SSD на 256. Но ничего лишнего там нет. И дистрибутивы все у нас лежат централизовано. Музыки там тоже нет (она, да, много занимает).
2
Ответить
музыка да, а если и видео? а сейчас телефоны пошли 4к нормально снимают…
2
Ответить

Ответ Darius на комментарий
У меня винт на 320 гб, из них половина свободна. Что я делаю не так?


У меня рейд0 из двух 8тб. Свободно 1,2 тб. Это я что-то делаю не так.
2
Ответить
вот что ты делаешь не так: «рейд0»
2
Ответить
До сих пор не заменишь его на SSD 240 ГБ. Отзывчивее же будет.
P.S. Ух ты, тёзка :)
2
Ответить
Такие использовать штучно вредно. Терять сразу 18тб очень обидно.
Только в массиве зеркально пойдет. Диска 4 ставить и будет счастье.
2
Ответить
Но еще обиднее, потерять сразу два по 18Тб в рейде)
2
Ответить
> потерять сразу два
Чтоб так карму испортить, это много надо котят обидеть!
:)
2
Ответить
Или словить шифровальщика. Я вот выбрал такую стратегию: сейчас самое ценное хранится на рабочем винте в компе (4 Тб) + старом винте на полочке (1 Тб), а самое-самое ценное — ещё и на BD-R. Сейчас вот обновлюсь — будет в компе винт на 10 Тб, на полочке 4 Тб, а остальные старые винты тоже пойдут в дело для чего-то малоценного типа сериальчиков. При условии небольшой зарплаты ИМХО оптимально. Зарабатывал бы больше — сделал бы RAID.
2
Ответить
отказался от рейда, не стоит он того. лучше 2 диска разнесенных как можно дальше но синхронизированных
2
Ответить
Истину глаголите! Нет ничего лучше регулярно засинхроненных бэкапов на полочке.
2
Ответить
А поэтому их должно быть 4 диска. Я же об этом написал.
2
Ответить
Не, ну сразу четыре диска потерять в случае скачка напряжения, это совсем расточительно.
По мне, связка один в комп, другой в шкаф, имеет большие шансы на выживания и не так затратна.
2
Ответить
Упс дешевле большого винта. От скачка спасет.
2
Ответить
Но не от шифровальщика, как выше заметили)
Все-таки как ни крути а лучше двух раздельных устройств, никак не связанных между собой, ничего нет.
2
Ответить
Уже лет пять плачу 75 УЕ в год за MS Office Home (обычно удается на распродаже найти, без распродажи 99 УЕ). По этому плану, на каждого члена семьи полагается 1ТБ OneDrive. Нас четверо, 4 ТБ хватает на всё и на четыре камеры внешнего наблюдения 24/7, до 30 дней назад.
То есть, любой компьютер можно «сжечь метеоритным шифровальщиком», восстановление займет пол дня (в основном, собрать новый комп, обновить винды и синхронизироваться с OneDrive).
Так же я имею доступ ко всем данным практически из любой точки планеты, где есть либо интернет, либо мобильник работает.
$75 * 5 это $375 за пять лет. Цена условного Seagate Exos X16 16TB Enterprise, но одного, без RAID и без внешнего бэкапа.
Если меня забанят в Микрософте, наверное это будет следствием чего-то, после
чего мне будет не до моих данных.
2
Ответить
У меня тоже есть облако на 1Тб, но мне все таки удобнее NAS пользоваться, воткнул в него тот же Seagate Exos X16 и один внешний под бэкапы. Также доступен из любой точки мира, плюс удобно с него кинцо по DLNA запустить, с любого телевизора в квартире.
2
Ответить
Ну как сказать… вот жили вы на красивейшем полуострове около теплого моря. Кипарисы, горы — счастье, а не жизнь. Потом происходят какие-то непонятные волнения, какие-то ихтамнеты, вы резко против, но уезжать вам некуда, или вам бы пофиг, или вы даже наоборот поддерживаете, и вот вроде все успокоилось, жизнь снова наладилась… Но независимо от вашей позиции куча онлайн сервисов начинают смотреть на вас, как на лицо третьего сорта и работать отказываются.
2
Ответить
а от пожара?
2
Ответить
Все хорошо, но цены на большие диски энтузиазма не вызывают.
2
Ответить
О, статья как раз в тему. Прошу совета.
Как раз подбираю себе новый винт на 10 Тб (можно на 8 или 12). В домашний комп под файлопомойку и хранение всего, кроме системы и программ/игр.
Главный критерий — надёжность. Хочется, чтоб с большой вероятностью несколько лет отработал, а потом годами хранил бэкапы и устарел морально, а не сдох физически. Покупка-то дорогая.
К гелию и SMR отношусь с недоверием (вдруг микротрещинка и гелий улетит?), поэтому смотрю на классические воздушники.
Пока выбрал модель WD Ultrastar DC HC330 WUS721010ALE6L4. Пишут, что шумный и горячий, но это мне не помеха. Хороший ли это выбор?
2
Ответить
Если есть место в корпусе и не все SATA еще заняты, я бы лучше взял пару винтов на 4-6 Тб (можно один 6, другой 4). И еще ИМХО с т.з. надежности лучше смотреть в сторону Seagate IronWolf. Они не особо тихие, но вы пишете, что для вас это не проблема. WD Red новые мне не нравятся из-за SMR, а WD Red Pro слишком дорогие.
2
Ответить
Выбор вроде достойный. У меня несколько лет работают 2 модели его предшественников на той же платформе (WD Ultrastar DC HC310 + WD Ultrastar DC HC320), вот сейчас на тесте очередной свежекупленный WD Ultrastar DC HC320. Никаких бэдов, работают по 14 часов каждый день — выключение только на ночь. Вообще нормальные серверные винты дохнут по 3 причинам: плохое охлаждение, нестабильное питание и механические воздействия в виде вибрации и ударов. После перехода с 6ТБ модели на 8 ТБ — заметно увеличился нагрев и немного шум. Пришлось вентилятору охлаждающему винты увеличить обороты. ПК смотрите в профиле (передний вентилятор 500-600 оборотов, задний 1100-1500, в зависимости от температуры, температура дисков 42-46 градусов, в помещении +26+28). Пока отказался от нового Ultrastar DC HC330 — при замене WD Ultrastar DC HC310 «в бюджет не вписался», да и ещё более высокий нагрев.
10ка по сравнению с 8кой шумит в простое на 5 ДБа больше, при поиске на 2, чуть менее стойкая к вибрации, жрёт на 0,5 ВТ больше, это по даташиту. Реально вентиляторы слышно больше, чем винты.
Так что если нагрев и шум не страшны, то брать можно. Платформа Ultrastar одна из самых надёжных — это по данным Backblaze, да и личному опыту. К тому же дешевле многих конкурентов.
2
Ответить
Я себе взял винт Western Digital Gold WD102KRYZ на 10 Тб, воздушник, 5 лет гарантии, быстрый. Он у меня для файлопомойки.
Под оперативную обработку данных у меня 4 винта Western Digital VelociRaptor WD1000DHTZ по 1 Тб каждый объединены силами чипсета в RAID-0.
Для бэкапов есть 3 винта Seagate ST3000DM001 по 3 Тб каждый. На каждом таком винте по копии бэкапа. Винты из разных партий (покупались в разное время и в разных магазинах. Не специально, так получилось).
2
Ответить
Вы работаете в NASA? Или коды запуска ЯО на винте храните?
2
Ответить
я работаю программистом. из увлечений автоспорт и фотография. оригиналы фоток, которые я сделал, на винтах (бэкапы) весят 226 Гб, неоригиналы моих фоток (корректировка горизонта, кадрирование, изменение разрешения) на винтах (райд массив) занимают почти немногим менее 100 Гб, коллекция музыки (FLAC, mp3) 647 Гб (хотя, вероятно, можно будет удалить некоторые записи, которые хранятся в mp3 формате, так как вероятно есть эти же записи во FLAC), чуть больше 4 Тб в фильмах (образы блюрей или BR-Remuxы). фильмы храню в максимальном качестве картинки только те, что нравятся мне, тоже самое касается и аудиозаписей. весь софт (дистрибутивы) занимают уже почти 170 Гб.
плюс сюда добавить 58 Гб, которые заняты разными базами 1С, порядка 18 Гб под различную мелочь (различный мусор, который лень разгребать, но и удалять нельзя, так как там может быть что-то ценное). всякие документы (docx, xlsx, txt и прочие).
ну и конечно же торренты. добрых 3.7 Тб, фильмы из торрентов периодически удаляю. если какое-то торренты долгое время никто не качает у меня (более месяца), то я их у себя удаляю. другими словами после скачивания я остаюсь на раздаче всегда. некоторые торренты у меня лежат ещЁ аж с 2014 года! и их качают! по статистике торрента я скачал 678 Гб, а раздал 248 Тб. в среднем за сутки комп успевает раздать 270-330 Гб.
ко мне домой заведены 2 выделенные линии — одна от РосТелекома, другая от Билайна.
роутер поддерживает 2 вана и переключается между ними, если одна какая-то линия падает.
цена вопроса — 1100 руб за обе линии по 100 Мбит каждая.
комп работает 24/7.
2
Ответить
Отличная статья, спасибо
2
Ответить
Не очень понятно, чем рядовой юзер может забить 18Тб. Даже 4K видео можно уже смотреть не скачивая. Документами? Не смешно. Играми? Ну это прям маньячила должен быть, причем богатый… И малолетний… В общем, сценарии домашнего использования- не ясны.
2
Ответить
У меня пока скорость зафайло-помоивания ~0.2 Tb/год. Мне 18Tb по идее должно хватить на всю жизнь, если у меня не появятся новые привычки.
В то же время Стивен Вольфрам, любит хранить всю телеметрию своей жизни и работы и у него целый шкаф NASов.
2
Ответить
У меня за 10 лет только триста гигабайт накопилось. Я думаю больше восьми рядовому пользователю не нужно.
2
Ответить
Добрый вечер. Кто нибудь может знает, для жестк. диска Seagate 18 Тб ST18000NM000J какой бокс или док станция подойдёт? На Виндоуз 7 работает он?
2
Ответить
Подключаю жестк. диск Seagate Exos X18 [ST18000NM000J] внутрь в пк, диск издаёт пикающие звуки вначале, нагревается, но не шумит. БП на 1200вт должен потянуть его. При инициализации диска, появляется ошибка ввода/вывода. Как понял, старая матплата (2012 г.) просто не поддерживает его. Подключил через внеш. бокс с юсб кабелем к пк, опять издаёт пикающие звуки вначале, но теперь диспетчер устр-в не определяет его, соответственно функция инициализации диска отсутствует в управлении дисками. Тестировал на win7. Люди добрые, кто-ниб знает как решить проблему? Нов матплату покупать, может диск бракованный попался или приобрести сетевое хранилище с поддержкой 18тб дисков?
2
Ответить
А через 3 месяца после выхода статьи стартовал блокчейн с пространственно-временным доказательством. И теперь о HDD не то что за $50, но и за $200 можно только мечтать. Диск из обзора к слову стоит $400. :)
2
Ответить
Согласен с правилами
Комментировать