Обзор 29,5-дюймового игрового монитора Digma Overdrive 30A510F с изогнутым VA-экраном 2560×1080 и частотой обновления 200 Гц

Паспортные характеристики, комплект поставки и цена

Торговая марка Digma
Название модели, ссылка Digma Overdrive 30A510F
Тип матрицы VA-панель со светодиодной (WLED) краевой (одна линейка) подсветкой
Диагональ 74,9 см (29,5 дюйма)
Отношение сторон 21:9
Разрешение 2560×1080 пикселей (UWFHD)
Шаг пикселей 94 PPI
Яркость 300 кд/м²
Контрастность статическая 3000:1, динамическая 1 000 000 : 1
Углы обзора 178° (гор.) и 178° (верт.)
Время отклика 1 мс (MPRT)
Количество отображаемых цветов 16,7 млн (8 бит на цвет)
Интерфейсы
  • видео/аудиовход DisplayPort 1.4, 2 шт.
  • видео/аудиовход HDMI 2.0, 2 шт.
  • выход на наушники, гнездо 3,5 мм миниджек
Совместимые видеосигналы DisplayPort — до 2560×1080/200 Гц (отчет edid: DisplayPort); HDMI— до 2560×1080/165 Гц (отчет edid: HDMI)
Акустическая система отсутствует
Особенности
  • изогнутая поверхность экрана с радиусом кривизны 1800 мм
  • условно безрамочный экран
  • декоративная подсветка на задней панели
  • регулируемый разгон матрицы
  • игровые функции: игровые режимы, увеличение яркости в тенях, счетчик кадровой частоты, экранный прицел, таймер
  • повышение четкости в движении (вставка черного кадра)
  • поддержка технологий AMD FreeSync и Nvidia G-Sync Compatible
  • поддержка HDR
  • цветовой охват 95% DCI-P3
  • режимы картинка-в-картинке и картинка-рядом-с-картинкой
  • отсутствие мерцания подсветки (нет ШИМ)
  • антибликовая поверхность матрицы
  • режим с низкой интенсивностью синей компоненты
  • подставка: наклон вперед 5° и назад 10°
  • гарантия 24 месяцев
Размеры (Ш×В×Г)
  • 707×408×185 мм с подставкой
  • 707×321×110 мм без подставки
Масса
  • 5,5 кг с подставкой
Потребляемая мощность 38 Вт, 0,5 Вт в режиме ожидания
Напряжение питания (внешнего БП) 100—240 В, 50/60 Гц
Комплект поставки (необходимо уточнять перед покупкой)
  • монитор
  • комплект подставки
  • адаптер для кронштейна VESA
  • блок питания (100—240 В, 50/60 Гц на 12 В/4 А; кабель 1 м)
  • кабель питания (на евровилку; 1,5 м)
  • кабель DisplayPort, 1,5 м
  • руководство пользователя на русском языке
  • гарантийный талон
Розничные предложения

Внешний вид

Дизайн умеренно игровой. Панели блока экрана изготовлены из черного пластика с матовой поверхностью. Ориентацию на игроков выдают трехпалое основание подставки, которая изготовлена из алюминиевого сплава и имеет стойкое матовое черное покрытие, красная вставка в нижней части стойки, а также красная декоративная подсветка на задней панели. Внешняя поверхность матрицы черная, полуматовая (зеркальность хорошо выражена), внешний слой матрицы жесткий. Плоскость экрана изогнута по цилиндру с заявленным с радиусом кривизны 1800 мм так, что правый и левый край немного выдвинуты вперед. Спереди экран выглядит как монолитная поверхность, ограниченная снизу неширокой планкой, а по периметру — узкой окантовкой. Выведя изображение на экран, можно увидеть, что на самом деле между внешними границами матрицы и собственно областью отображения есть узкие поля. По центру нижней планки есть логотип производителя, выполненный светло-серой краской.

Справа на нижней грани расположены пять механических кнопок управления. Рядом с кнопкой питания есть небольшое отверстие, сквозь которое просвечивает индикатор состояния.

Все интерфейсные разъемы и разъем питания расположены в незамкнутой нише на задней панели и ориентированы вниз. Подключать кабели к этим разъемам неудобно.

На задней панели есть две вставки из полупрозрачного пластика, которые подсвечиваются красными светодиодами. В меню подсветку можно выключить.

Основание подставки обеспечивает монитору хорошую устойчивость. Резиновые накладки снизу на опорных точках основания подставки защищают поверхность стола от царапин и предотвращают скольжение монитора на гладких поверхностях.

Подставка позволяет немного наклонить блок экрана вперед от вертикального положения и больше — назад.

При необходимости подставку можно отсоединить (или изначально не подсоединять) и закрепить блок экрана на VESA-совместимом кронштейне с площадкой 75 на 75 мм, для чего нужно использовать входящий в комплект поставки адаптер.

Красная пластиковая вставка в основании подставки выполняет декоративную функцию. Впрочем через отверстие, обрамленное этой вставкой, можно пропустить кабели, например от мыши и клавиатуры, чтобы они меньше мешались.

Монитор нам достался упакованным в большую и скромно оформленную коробку из гофрированного картона с прорезными ручками по бокам. Внутри коробки для распределения и защиты содержимого используются пенопластовые формы и полиэтиленовые пакеты.

Коммутация

Монитор оснащен четырьмя цифровыми входами в полноразмерном варианте — парой DisplayPort и парой HDMI. Выбор входа осуществляется в основном меню установок или в меню быстрого доступа (если его вызов настроен на кнопку). Есть отключаемая функция автоматического поиска сигнала на входах.

Цифровые аудиосигналы, передаваемые на входы DisplayPort и HDMI, после преобразования в аналоговый вид выводятся через гнездо миниджек 3,5 мм. К этому гнезду можно подключить внешнюю активную акустическую систему или наушники. Мощности выхода на наушники хватило, чтобы в 32-омных наушниках с чувствительностью 92 дБ был большой запас по громкости. Качество звука в наушниках хорошее — звук достаточно чистый, в паузах шума не слышно, воспроизводится широкий диапазон частот с хорошим количеством низких.

К монитору прилагается кабель DisplayPort черного цвета, качество которого с виду хорошее.

Блок питания внешний. В этом есть как свои плюсы (легкая замена в случае выхода из строя), так и минусы (он может мешаться).

Меню, управление, локализация, дополнительные функции и ПО из комплекта

Индикатор питания неярко светится синим при работе, мигает синим в режиме ожидания, и не горит, если монитор условно выключен. Если монитор работает, и на экране нет меню, то при нажатии на первую кнопку (если слева направо) выводится меню установок, а на вторую, третью и четвертую — список или ползунок настройки, выбранной в меню для данной кнопки.

Меню достаточно крупное, надписи читаемые (белое поле — вся область отображения):

Навигация неудобная, так как нужно переносить палец с кнопки на кнопку. При настройке изображения меню остается на экране — это несколько мешает оценке вносимых изменений.

Настраиваются положение меню на экране, уровень прозрачности фона и задержка автоматического выхода из меню. Можно включить блокировку меню. Присутствует русская версия экранного меню.

Кириллический шрифт более-менее ровный и читаемый. Качество перевода на русский язык приемлемое. Руководство пользователя на русском языке прилагается в виде брошюры неплохого качества. Оно не очень информативное.

Из дополнительных возможностей присутствуют три «геймерские» функции: вывод на экране счетчика частоты кадров, перекрестия прицела выбранного типа в центре экрана, таймера с обратным отсчетом (фиксированные значения). На экран выводится что-то одно из перечисленного.

Изображение

Настроек, влияющих на яркостный и цветовой баланс, не очень много, что для игрового монитора ожидаемо.

Также можно выбрать один из трех предустановленных игровых профилей, в которых несколько настроек заблокированы заблокированы.

Режимов геометрической трансформации три: изображение увеличивается до ближайших границ экрана с сохранением исходных пропорций, трансформируется до соотношения 4:3 или выводится 1:1 по пикселям.

В режиме Авто монитор сам выбирает подходящий режим. Присутствуют функции картинка-в-картинке (PIP) и картинка-рядом-с-картинкой (PBP). В режиме PIP выбирается положение дополнительного окна (в одном из четырех углов), а также его размер (из трех возможных). В режиме PBP можно получить два изображения 1280×1080 с выводом точка в точку от независимых источников с заполнением всей области отображения.

В данном мониторе реализована поддержка технологии FreeSync. Диапазон поддерживаемых частот, который указывается на панели настроек видеокарты, равен от 48 Гц до частоты текущего режима. Для визуальной оценки мы использовали описанную в указанной статье тестовую утилиту. Включение FreeSync позволило получить изображение с плавным движением в кадре и без разрывов. С видеокартами Nvidia этот монитор поддерживает G-Sync в режиме G-Sync Compatible, но только по входу DisplayPort. В утилите G-Sync Pendulum Demo режим G-Sync включается, плавность без разрывов присутствует.

Только при подключении к компьютеру по DisplayPort поддерживается разрешение 2560×1080 при 200 Гц кадровой частоты в режиме 10 бит на цвет на вход и без потери цветовой четкости. При подключении по HDMI в таком же разрешении можно получить максимум 165 Гц кадровой частоты при 8 бит на цвет.

Данный монитор поддерживает работу в режиме HDR. Для тестирования этого режима мы использовали официальную программу DisplayHDR test tool, которой предлагает пользоваться организация VESA для проверки соответствия устройств отображения критериям сертификатов. Результат хороший: специальный тестовый градиент показал наличие 10-битного вывода (используется динамическое смешение цветов с помощью видеокарты (отличный результат) или самим монитором (результат чуть хуже — на темных участках градиенты едва-едва, но все же различимы)). Максимальная яркость достигает значения порядка 360 кд/м², что не мало, но и не больше, чем в режиме SDR. Таким образом, по максимальной яркости и по количеству градаций оттенков (а также по цветовому охвату) данный монитор довольно близок к критериям DisplayHDR 400.

Тестирование ЖК-матрицы

Микрофотографии матрицы

Четкое изображение структуры пикселей из-за матовой поверхности получить не удается, впрочем, на фрагменте ниже можно разглядеть типичную для VA структуру в виде параллельных полосок, а также что каждый субпиксель делится на четыре равных домена, в которых полоски ориентированы под разными углами (черные точки — это пыль на матрице фотоаппарата):

Фокусировка на поверхности экрана выявила хаотично расположенные микродефекты поверхности, отвечающие за матовые свойства:

Зерно этих дефектов в несколько раз меньше размеров субпикселей, поэтому фокусировка на микродефектах и «перескок» фокуса по субпикселям при изменении угла зрения выражены слабо, из-за этого нет и «кристаллического» эффекта.

Оценка качества цветопередачи

Мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) при настройке Гамма = 2.2 (так по умолчанию). График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:

Рост прироста яркости весьма равномерный. При этом каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего, даже в самой темной области:

Аппроксимация полученной гамма-кривой дала показатель 2,13, что немного ниже стандартного значения 2,2, при этом реальная гамма-кривая мало отклоняется от аппроксимирующей степенной функции:

При необходимости гамма-кривую можно изменить, выбирая для настройки Гамма другие значения.

Исходный цветовой охват немного шире sRGB (100% покрытие и 136% объема):

И приближается к охвату DCI (93% покрытие и 97% объема):

Ниже приведен спектр для белого поля (белая линия), наложенный на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов):

Можно предположить, что в светодиодах подсветки применяется синий излучатель и зеленый и красный люминофоры. Хорошее разделение компонент позволяет получить широкий цветовой охват.

Встроенного профиля с цветовым охватом sRGB в этом мониторе нет. Отметим, что на экранах с широким цветовым охватом без соответствующей коррекции цвета обычных изображений, оптимизированных для устройств sRGB, выглядят неестественно насыщенными. Впрочем, как правило, в развитых OS, в Windows в частности, и/или в более-менее продвинутом ПО для работы с изображениями нужная коррекция цвета достигается при использовании системы управления цветом. Например можно использовать цветовой профиль, созданный нами во время тестирования с помощью ПО DisplayCAL. Поэтому широкий цветовой охват недостатком в данном случае не является. Некоторые трудности с получением правильных цветов могут возникнуть в играх и при просмотре кино, но и это, при желании, решаемо. В случае источников типа бытового плеера или приставки цвета будут слегка перенасыщенными, если только в источнике нет, например, настройки, уменьшающей насыщенность цветов (а можно попробовать снизить насыщенность и настройкой монитора).

Цветовой баланс просто при выборе профиля Пользователь без коррекции, который обеспечивает максимальную яркость и контрастность с сохранением приемлемого качества изображения, хороший, так как цветовая температура достаточно близка к стандартным 6500 К, и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) ниже 10 единиц, что для потребительского устройства считается приемлемым показателем. При этом оба параметра мало изменяются на различных участках шкалы серого, что улучшает визуальное восприятие цветового баланса.

С нашей точки зрения, для игрового применения особой необходимости в дополнительной коррекции нет.

Измерение равномерности черного и белого полей, яркости и энергопотребления

Измерения яркости проводились в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены, настройки монитора установлены в значения, обеспечивающие максимальную яркость и контрастность). Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках.

Параметр Среднее Отклонение от среднего
мин., % макс., %
Яркость черного поля 0,084 кд/м² −20 34
Яркость белого поля 358 кд/м² −6,8 6,9
Контрастность 4360:1 −28 22

Если отступить от краев, то равномерность белого хорошая, а черного и, как следствие, контрастности — хуже. Контрастность высокая, и для данного типа матриц по современным меркам она даже выше типичной. Визуально видно, что черное поле местами слегка засвечено. Фотография ниже это демонстрирует:

Заметим, что высокая контрастность снижает видимость неравномерности черного поля: ее видно только в темноте при выводе черного на весь экран и после того, как глаза немного адаптируются к темноте.

Яркость белого поля в центре экрана и потребляемая от сети мощность (остальные настройки установлены на значения, обеспечивающие максимальную яркость изображения при сохранении приемлемого качества изображения, установившееся значение после долговременной работы, режим 200 Гц):

Значение настройки Яркость Яркость, кд/м² Потребление электроэнергии, Вт
100 360 34,4
50 204 23,8
0 41 14,5

В режиме ожидания монитор потребляет порядка 0,2 Вт, а в условно выключенном состоянии — 0,15 Вт.

Яркость монитора меняется именно яркостью подсветки, то есть без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость монитора можно менять в широких пределах, что позволяет с комфортом играть, работать и смотреть фильмы как в освещенном, так и в темном помещении.

На любом уровне яркости модуляция подсветки отсутствует, что исключает видимое мерцание экрана. Для тех, кто привык распознавать знакомое сокращение, уточним: ШИМ отсутствует. В доказательство приведем графики зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) при различных значениях настройки яркости (левая половина рисунка):

Есть режим со вставкой темного кадра (черным он в данном случае не является) с названием MPRT. Зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) когда эта функция включена приведена на правой половине рисунка выше. Четкость в движении действительно повышается (и производитель может указывать невероятные 1 мс с оговоркой, что это характеристика MPRT), но на динамичной картинке появляются артефакты, о чем будет рассказано ниже, а из-за мерцания с частотой максимум в 200 Гц данный режим рекомендуется использовать с осторожностью, так как мерцание может приводить к повышенной утомляемости глаз. К тому же при включении этого режима сильно снижается яркость (до 142 кд/м²), что также снижает его ценность.

Определение времени отклика и задержки вывода

Время отклика зависит от значения одноименной настройки, которая управляет разгоном матрицы. График ниже показывает, как меняется время включения и выключения при переходе черный-белый-черный (столбики «вкл.» и «выкл.»), а также среднее суммарное время для переходов между полутонами (столбики «GTG») для нескольких значений этой настройки:

При включении разгона на графиках некоторых переходов появляются характерные всплески яркости, но амплитуда этих всплесков незначительная, поэтому визуально даже в случае максимального разгона видимых артефактов практически нет. С нашей точки зрения, после разгона скорости матрицы уже достаточно даже для самых динамичных игр.

Ниже приведены графики полутонового перехода между оттенками 70% и 90% и обратно при различных значениях настройки Время отклика (по вертикали — яркость, по горизонтали — время, для наглядности графики выстроены последовательно):

Можно остановиться на варианте Очень быстро, так как даже на максимальном разгоне артефакты в глаза не бросаются. С нашей точки зрения, скорости матрицы после разгона вполне достаточно для динамичных игр.

Приведем зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) при чередовании белого и черного кадра при 200 Гц кадровой частоты:

Видно, что максимальная яркость белого кадра выше уровня 90% от белого, а минимальная яркость черного кадра ниже уровня 10% от белого. Амплитуда изменения яркости выше 80% от уровня белого, то есть согласно этому формальному критерию скорости матрицы достаточно для вывода изображения с кадровой частотой 200 Гц.

Для наглядного представления о том, что на практике означает такая скорость матрицы, какие могут быть артефакты от разгона и повышает ли четкость в движении, описанная выше настройка MPRT приведем серию снимков, полученных с помощью движущейся камеры. Такие снимки показывают, что видит человек, если он следит глазами за двигающимся на экране объектом. Описание теста приведено тут, страница с самим тестом тут. Использовались рекомендованные установки (скорость движения 960 и 1000 пиксель/с для частот обновления 60 (и 120) и 200 Гц, соответственно), выдержка 1/15 с, на фотографиях указаны значения частоты обновления, а также ступени разгона (ODx) и настройки MPRT.

Видно, что при прочих равных условиях четкость изображения повышается по мере роста частоты обновления и степени разгона. Включение MPRT увеличивает четкость, но объекты в движении получают хвосты в виде бледных дубликатов, что снижает положительный эффект. Видимо, оптимальным вариантом является максимальный разгон без включения MPRT.

Попробуем представить, что было бы в случае матрицы с мгновенным переключением пикселей. Для нее при 60 Гц объект со скоростью движения 960 пиксель/с размывается на 16 пикселей, при 120 Гц — на 8 пикселей (скорость 960 пиксель/с), при 200 Гц — на 5 пикселей (скорость 1000 пиксель/с). Размывается, так как фокус зрения движется с указанной скоростью, а объект неподвижно выводится на 1/60, 1/120 или 1/200 секунды. Для иллюстрации этого сымитируем размытие на перечисленное количество пикселей:

Видно, что четкость изображения даже после максимального разгона матрицы заметно ниже, чем в случае идеальной матрицы. В тенях четкость в движении снижена явно сильнее.

Мы определяли полную задержку вывода от переключения страниц видеобуфера до начала вывода изображения на экран (напомним, что она зависит от особенностей работы ОС Windows и видеокарты, а не только от монитора). Задержка вывода изображения (FreeSync отключено) при 200 Гц равна 5 мс. Это очень небольшая задержка, она абсолютно не ощущается при работе за ПК, да и в играх не приведет к снижению результативности.

Измерение углов обзора

Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в вертикальном, горизонтальном и диагональном (от центра в угол для формата 16:9) направлениях.

Уменьшение яркости на 50% от максимального значения:

Направление Угол
Вертикальное 26°
Горизонтальное 30°
Диагональное 27°

По скорости падения яркости углы обзора неширокие. Отметим примерно одинаковый характер уменьшения яркости при отклонении от перпендикуляра к экрану во всех трех направлениях, при этом графики не пересекаются в значимом диапазоне измеряемых углов. При отклонении в диагональном направлении яркость черного поля достигает большего значения, чем в двух других случаях. Однако максимум яркости черного поля все равно гораздо меньше, чем в случае типичного монитора на матрице IPS. Контрастность в диапазоне углов ±82° остается существенно выше значения 10:1.

Для количественной характеристики изменения цветопередачи мы провели колориметрические измерения для белого, серого (127, 127, 127), красного, зеленого и синего, а также светло-красного, светло-зеленого и светло-синего полей во весь экран с использованием установки, подобной той, что применялась в предыдущем тесте. Измерения проводились в диапазоне углов от 0° (датчик направлен перпендикулярно к экрану) до 80° с шагом в 5°. Полученные значения интенсивностей были пересчитаны в ΔE относительно замера каждого поля при перпендикулярном положении датчика относительно экрана. Результаты представлены ниже:

В качестве реперной точки можно выбрать отклонение в 45°, что может быть актуальным в случае, например, если изображение на экране рассматривают два человека одновременно. Критерием сохранения правильности цветов можно считать значение ΔE меньше 3. Из графиков следует, что при взгляде под углом хотя бы серый и основные цвета меняются несильно, но белый и полутона существенно изменяются, что ожидаемо для матрицы типа *VA и является ее основным недостатком.

Выводы

Этот игровой монитор подходит для динамичных игр, в том числе в сверхширокоформатном варианте, а также для просмотра кино. К его особенностям относятся изогнутый экран, аккуратный дизайн и декоративная подсветка на задней панели. Есть поддержка HDR, частоты обновления 200 Гц, AMD FreeSync и Nvidia G-Sync Compatible. Неширокие углы обзора как по снижению яркости, так и по изменению цветов частично компенсируются тем, что экран изогнутый.

Достоинства:

  • Частота обновления до 200 Гц
  • Низкая задержка вывода
  • Эффективный регулируемый разгон матрицы и функция повышения динамической четкости
  • Поддержка технологий AMD FreeSync и Nvidia G-Sync Compatible
  • Хорошая поддержка HDR
  • Экранный прицел, счетчик кадровой частоты и таймер с обратным отсчетом
  • Отсутствие мерцания подсветки
  • Режимы картинка-в-картинке и картинка-рядом-с-картинкой
  • Хорошее качество звука в наушниках

Недостатки:

  • Неудобная навигация по меню